Меню

Научная статья ВАК на тему - Частно-правовые вопросы применения цифровых технологий в закупках корпоративных заказчиков

 

Аннотация: Процесс повсеместной цифровизации в России начал происходить несколько позднее, нежели в Соединенных Штатах Америки и странах Европы, однако его темпы в настоящее время достаточно высоки. Например, темпы внедрения цифровых технологий в сферу закупочной деятельности свидетельствуют о большом интересе к ней как бизнес-структур, так и компаний государственного сектора экономики. Отечественная система закупок отличается от европейской большей строгостью, между тем широкое применение цифровых технологий в этой сфере обеспечивает ей достаточную гибкость. Электронные торги находятся под строгим контролем, а не упрощенная модель закупок требует соблюдения многочисленных требований, среди которых использование специализированных электронных площадок. Безусловно, для того, чтобы цифровизация деятельности компании стала реальным конкурентным преимуществом, необходимы серьезные инвестиции для осуществления масштабной модернизации происходящих внутри компании бизнес-процессов. В большинстве случаев эти затраты достаточно быстро дают отдачу, в том числе за счет оптимизации ресурсов. В настоящее время крупный бизнес демонстрирует растущую заинтересованность в создании сервисов, позволяющих оценивать уровень деловой репутации потенциальных контрагентов.

 

Ключевые слова: развитие экономики, закупки корпоративных заказчиков, цифровые технологии в закупках, развитие бизнес-процессов, совершенствование управления предприятием, экономия финансовых ресурсов, определение качественного поставщика.

 

PRIVATE LEGAL ISSUES OF THE APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PROCUREMENT OF CORPORATE CUSTOMERS


Abstract: The process of widespread digitalization in Russia began to occur somewhat later than in the United States of America and European countries, but its pace is currently quite high. For example, the pace of introduction of digital technologies in the field of procurement indicates a great interest in it from both business structures and companies in the public sector of the economy. The domestic procurement system differs from the European one in greater rigor, meanwhile, the widespread use of digital technologies in this area provides it with sufficient flexibility. Electronic bidding is under strict control, and not a simplified procurement model requires compliance with numerous requirements, including the use of specialized electronic platforms. Of course, in order for the digitalization of the company's activities to become a real competitive advantage, serious investments are needed to carry out a large-scale modernization of the business processes taking place inside the company. In most cases, these costs quickly give a return, including through resource optimization. Currently, large businesses are demonstrating a growing interest in creating services that allow them to assess the level of business reputation of potential counterparties.

 

Keywords: economic development, procurement of corporate customers, digital technologies in procurement, development of business processes, improvement of enterprise management, saving financial resources, identification of a quality supplier.

 

Все заинтересованные стороны уже довольно длительное время оживленно обсуждают недостатки Федерального закона № 223-ФЗ, необходимость его обновления. Между тем, этот документ не состоит из одних недостатков, у него есть весьма сильные стороны, среди которых следует назвать широкие возможности для так называемой отраслевой настройки. Эта гибкость означает, что помимо инвариативной части, закон 223-ФЗ содержит в себе вариативную составляющую. По мнению ряда экспертов, предстоящая модернизация этого документа предполагает серьезные изменения именно его статичного компонента, носящего рамочный характер.


Философия закона предполагает следование конституционному принципу, согласно которому заказчик имеет право делать все, кроме того, что запрещено на законодательном уровне. Другими словами, он руководствуется такими правилами закупок, которые закреплены в его собственных положениях. Проекты предполагаемых изменений оставляют большой простор для дальнейшей работы.


Например, отсутствие в законе каких-либо ограничений на использование дополнительных методов процесса закупки нередко приводит к хаосу. Был определен набор ключевых требований, а также четкое определение конкурентной и неконкурентной процедуры проведения торгов. Появилась возможность для введения типовых положений закупочных процедур и их примерное содержание. Были сделаны первые шаги к обязательному использованию электронных форм заявок, однако на первых этапах это относится лишь к малому бизнесу, закупки у которого осуществляются по квотам.


Корпоративные заказчики в своей коммерческой деятельности опираются на положения о закупках. Примечательно, что согласно закону, головные структурные единицы корпораций приравнены в правах к региональным органам, занимающимся вопросами закупок. Другими словами, региональным власти, которые решили осуществить закупки через свои подведомственные муниципалитеты или организации в рамках закона 223-ФЗ и государственная компания, обладающая широкой сетью смежных, дочерних и иных структур и активов, с точки зрения закона являются абсолютно равноправными субъектами экономической деятельности. Другими словами, можно говорить о законодательном закреплении корпоративного государственного капитализма.


На сегодняшний день в мировой практике тоже присутствуют тенденции к стандартизации сферы закупок, однако это главным образом касается документов по закупкам, типовых контрактов и т.д.


Так, в Соединенных Штатах Америки сфера государственных закупок характеризуется активным применением стандартных форм контрактов, проведением торгов согласно единой методике и другими элементами стандартизации.


В странах Европейского Союза разработаны и функционируют общие процедуры и правила закупок услуг и товаров, которые закреплены в соответствующей директиве Европейского союза, и которые лежат в основе национальных законов о государственных закупках.


Еще один интересный зарубежные опыт, особенно актуальный, по нашему мнению, для российских условий, заключается в введении единых стандартов для технических заданий. Для национальной системы контрактов одной из наиболее проблемных позиций является отсутствие общих регламентов и логики при составлении технических заданий.


В некоторых отраслях отсутствие каких-либо правил или норм для составления технических заданий является причиной огромных материальных потерь вследствие мощного коррупционного потенциала этих недоработок. Сфера информационных технологий является одной из таких отраслей. В отечественном IT-секторе отсутствует какая-либо система в подготовке техзаданий, это касается даже программной продукции, которая близка по своему функционалу либо полностью идентична. Совершенно одинаковые продукты или сервисы, которые поставляют разные разработчики, могут иметь очень существенную разницу в стоимости.


Трудно определить, насколько закупленный программный продукт применяются по заявленному назначению и насколько оправданными были расходы на его приобретение. Нередки случаи, когда внесение корректив или доработка того или иного программного продукта по стоимости не уступает исходному варианту. Эти проблемы могут быть достаточно просто решены путем внесения изменений в закон 223-ФЗ путем закрепления в нем требования к стандартизации закупочных документов.


На данном этапе пришло время вести речь о цифровизации сферы закупок в условиях современной России. Эта деятельность на сегодняшний день переживает эпоху широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий, что вызвано необходимостью в обработке огромных массивов данных и автоматизации бизнес-процессов. Позитивное влияние закона 223-ФЗ на закупочную деятельность отмечают руководители «Ростелекома». В частности, представители крупного бизнеса обращают внимание на то, что закупочная деятельность в соответствие с этим законом стимулирует компании к скорейшей цифровизации, проведению модернизации своей деятельности, что в совокупности обеспечивает им передовые позиции в тех рыночных сегментах, где они функционируют.


Можно сказать, что в данном случае государство проявило себя как эффективный регулятор, подталкивающий крупные системообразующие компании к серьезной модернизации своей деятельности, включая сферу закупок, что оказывает позитивный эффект на отечественную экономику в целом.


Акционерное общество «Сбер А» инициировало исследование, целью которого было выявить текущее состояние сферы корпоративных закупок в контексте ее цифровизации. Как показали результаты исследования, более 60% крупнейших российских компаний находятся на тех или иных этапах реализации цифровой трансформации. Большая часть экспертов при этом отмечают, что в лучшем случае российский крупный бизнес находится лишь на половине пути в этом направлении.


Между тем, более половины опрошенных высказали высокую оценку результатов, которых им удалось достичь. На основе вышесказанного можно утверждать, что именно в сфере закупочной деятельности процесс цифровизации оказался наиболее успешным. Основной акцент компании делают на минимизации временных затрат закупочных процедур, что существенным образом повышает оперативность всех бизнес-процессов.


Рассматривая успешные примеры программных продуктов, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы, необходимо назвать разработанный и внедренный корпорацией «Росатом» программный продукт «Автомбот.Закупки», специфика которого заключается в том, что между собой «общаются» два приложения с помощью пользовательского интерфейса, без использования API. Другими словами, программные роботы практически выполняют функцию неких «цифровых работников», которые осуществляют имитацию действий реальных сотрудников в процессе осуществления рутинных стандартных действий, например, обработку больших массивов данных, сверку файловых документов, подготовку отчетов и многие другие операции, проделывая это на порядок эффективнее и быстрее, и, что немаловажно, гораздо дешевле.


Следует добавить, что программа «Росатома» формирует проекты договоров и технических заданий, а также проверяет их в соответствии с нормативами, собирает предложения по ценам, определяет первоначальную и максимально допустимую стоимость заказа. Помимо этого, этот программный продукт позволяет взаимодействовать с цифровыми торговыми площадками, осуществляет на них размещение заказов, мониторит все имеющиеся предложения, осуществляет подготовку пакета документов, необходимых для проведения закупок.


На сегодняшний день всем заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности становятся очевидными огромные перспективы как для государственных, так и для коммерческих организаций, которые открываются благодаря таким сервисам. В настоящее время отечественный рынок RPA- продуктов существенно оживился в связи с быстрым ростом спроса на системы автоматизации происходящих в бизнесе процессов.


Рассмотрим основные преимущества PRA-технологий для крупных бизнес-структур:

- роботы-программы работают над заданиями круглосуточно без выходных и перерывов;

- задачи решаются строго по разработанному алгоритму, следование которому исключает любые ошибки, вызванные человеческим фактором;

- последовательность проделанных операций сохраняется в памяти, что позволяет полностью отследить процесс;

- один «цифровой робот» по производительности равен приблизительно пяти сотрудникам;

- робот не нуждается в рабочем месте, а значит высвобождаются средства на содержание офисных помещений.


Резюмируя, отметим, что в недалеком будущем подобные технологии позволят освободить людей от наиболее рутинной работы в рамках сложных процессов, происходящих в бизнес-структурах, связанных с их непосредственной деятельностью. В дело вступит, и уже вступает, искусственный интеллект, улучшая оптимизацию ресурсов компании и значительно повышая уровень эффективности происходящих в ней процессов.


Серьезных достижений в этом направлении добился «ЕвразХолдинг», где цифровая модернизация осуществляется уже в течение ряда лет. Особенного эффекта удалось достичь в сфере закупок. Был создан интернет-магазин для заказчиков, мобильное приложение с дружелюбным к пользователю интерфейсом, с помощью которого заказчик имеет возможность осуществлять множество операций, избегая продолжительного и не всегда эффективного взаимодействия с представителями службы снабжения или сбыта. Максимальное упрощение коммуникационных процессов существенно сокращает сроки, уменьшает транзакционные издержки и в целом оптимизирует бизнес-процессы в компании.


Важнейшей тенденцией последних лет в сфере закупок является формирование долгосрочного взаимодействия с поставщиками. Большой опыт в этом направлении накоплен в «Северстали».


Особый акцент в этом направлении менеджмент компании стал делать около 4 лет назад. Новые вызовы, связанные с пандемией, стимулировали активизацию работы по глубокому реформированию деятельности компании, включая перестройку модели взаимодействия с контрагентами. Был создан специальный механизм по управлению взаимоотношениями с поставщиками, цель которого, помимо прочего, заключается в развитии таких отношений. В основе такого взаимодействия лежит открытая оценка партнеров, каждый из которых может повлиять на нее в ту или иную сторону результатами своей конкретной работы.


Деловые партнеры также высказывают свои замечания и пожелания к различным аспектам сотрудничества с «Северсталью», что является ярким примером конструктивной обратной связи, позволяющей менеджменту компании корректировать свою работу в целях гармонизации отношений с контрагентами. Оценка работы партнеров осуществляется по различным направлениям с использованием различных методик. Использование такого широкого комплекса мероприятий содействует взаимопониманию между контрагентами, позволяет обеспечить прозрачность закупочных процедур и в целом создает здоровую бизнес-атмосферу в этой сфере, на благо всех субъектов экономического взаимодействия, а значит и всей страны.


Не вызывает сомнений, что сфера закупок стала локомотивом серьезных изменений бизнес-среды. Широкое внедрения цифровых технологий позволило оптимизировать процессы в этой сфере деятельности, что открыло для всех заинтересованных субъектов новые горизонты и возможности. Квалифицированное использование современных технологий и инструментов позволяет существенно повысить эффективность и производительность экономической и бизнес-деятельности, избежать ошибок, вывести деятельность отдела закупок на новые уровни технологичности и эффективности. Важным фактором также является то, что цифровизация процесса закупок высвобождает значительный людской потенциал от рутинной однообразной работы, что позволяет привлекать этих сотрудников к творческой работе, решению задач по стратегическому планированию, другим задачам, где творчество креативных людей нельзя заменить никакими технологиями, «виртуальными сотрудниками» и прочими искусственными интеллектами.


В целом рассматривая основные тенденции в контексте цифровизации закупочной деятельности, отметим следующее:

- естественным образом меняется сама модель функционирования сферы закупок, когда классические формы бизнес-процессов переходят в сферу взаимоотношений с поставщиками посредством цифровых платформ, а основной акцент в этой деятельности делается на долгосрочных взаимоотношениях;

- новые технологии, позволяющие осуществлять глубокий анализ различных характеристик поставщиков, стандартизация контрактов и технических заданий, другие позитивные эффекты от цифровизации процесса поставок позволяют оптимизировать затраты на закупки, повысить качество и эффективность процесса, высвободить значительные людские ресурсы;

- происходит процесс создания виртуальных экосистем, компоненты которых, как цифровые, так и физические, находится в тесной взаимосвязи между собой и управляются с помощью технологии промышленного интернета вещей, что объединяет в единую сеть работников компании, выпускаемую продукцию и бизнес-процессы, включая сферу закупочной деятельности. Таким образом, мы наблюдаем создание принципиально новых моделей мониторинга, взаимосвязи и анализа текущей ситуации во всех звеньях деятельности компании, а также новых возможностей для составления перспективных прогнозов и выбора стратегических направлений развития.


Все тенденции, которые мы обозначили выше, стали логичным продолжением пути к четвертому промышленному укладу, что предполагает радикально иные подходы к вопросам производства услуг и товаров, в основе которых лежит повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий в производственном процессе и цифровизация экономических и бизнес-процессов.


Применительно к сегодняшнему дню речь идет об искусственном интеллекте, нейротехнологиях, дополненной и виртуальной реальности, «интернете вещей» и ряде других разработок. Они позволяют формировать новые ценностные ориентиры, однако при этом чреваты новыми рисками, которые возникают в сфере конфиденциальности, разделения ответственности, информационной безопасности, связанные с определенной негибкостью виртуальной инфраструктуры, которая не всегда позволяет оперативно адаптировался к стремительному изменениям в кризисных условиях. Также не следует игнорировать риски, связанные с ошибочной оценкой уровня эффективности инвестиционных проектов в сфере цифровизации закупочной деятельности.


Резюмируя, можно прогнозировать, что перспектива сферы закупок связана со стандартизацией и автоматизацией большей части процессов по анализу рынка, документообороту, подготовки контрактов и контроля за их соблюдениями, усилением прозрачности бизнес-процессов на всех уровнях и всех этапах, перспективным планированием и прогнозированием.


Процесс динамичного развития рынка закупок в электронной форме успешно продолжался вплоть до февраля 2022 года. Росли объемы операций, совершенных на электронных площадках. Сфера коммерческих закупок выступала локомотивом этого процесса, поскольку государственные закупки по своим объемам практически достигли потолка бюджетных возможностей. Стимулирующее воздействие на этот рынок оказали некоторые законодательные инновации, что укрепило доверие к электронным площадкам как к надежному инструменту деятельности в сфере закупок. Совершенствование электронных торговых платформ в сторону создания более дружелюбных к пользователю интерфейсов ускорило процесс осуществления сделок, усилило их безопасность и удобство работы. Тяжелый период пандемии особенно ярко продемонстрировал преимущества новых моделей закупочной деятельности.


Введение международных санкций в феврале 2022 года поставило перед российской экономикой серьезные проблемы. Действие многих договорных обязательств было остановлено, возникли серьезные сложности с расчетами за поставленный товар, были нарушены многие отработанные годами логистические цепочки, резко возросла неопределенность и непрогнозируемость в формировании цен на многие товары и услуги. В качестве антикризисных мер стала закрываться отдельная информация по закупкам, что отрицательным образом повлияло на прозрачность рынка, вследствие чего существенно усложнилась его оценка и анализ текущего состояния.


Среди важнейших задач сегодняшнего дня является максимально оперативное импортозамещение значительной номенклатуры товаров. Государство начало заниматься этими вопросами еще в 2014 году, однако во многом текущее положение застала многих врасплох. С критически серьезными проблемами столкнулись производители, поставщики и заказчики. В настоящее время ведется напряженная работа, направленная на преодоление дефицита многих товаров, выстраиваются новые логистические цепочки, осуществляется поиск новых поставщиков, многие заказчики пытаются найти отечественную продукцию, способную хоть в какой-то мере заменить импортные товары, доступ ко многим из которых стал практически невозможным.


Некоторые проблемы удается частично решить за счет параллельного импорта, однако на этом направлении также следует ожидать осложнений в связи с усилением санкционной политики западных стран по направлению вторичных санкций относительно стран и компаний, нарушающих санкционный режим. Коммерческие закупки сейчас становятся основным локомотивом роста отечественного рынка. Их потенциал остается весьма значительным, и для его раскрытия необходимо внедрение самых современных инструментов в сфере закупок с целью создания благоприятного бизнес-климата с тем, чтобы эта деятельность была выгода всем без исключения участникам.


Список литературы

 

1. Гизатуллина, Р. Ф. Технологии функций закупок и создание единой цифровой платформы / Р. Ф. Гизатуллина, Э. А. Халикова // Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2021. – С. 32-39.
2. Овчаров, М. А. Осуществление заказчиками закупок малого объема без применения электронной торговой системы как фактор снижения эффективности бюджетных расходов / М. А. Овчаров, А. В. Аристов, Ю. И. Аристов // Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2019. – С. 111-121.
3. Степанова, Е. Н. Применение цифровых информационных технологий при анализе рисков, связанных с закупкой сырья / Е. Н. Степанова, Д. Н. Молчанова // Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2018. – С. 181-189.
4. Хачатрян, Г. А. Совершенствование процесса цифровой трансформации компании на основе применения корпоративной модели экспресс-диагностики "цифровой зрелости" / Г. А. Хачатрян // Инновационная деятельность. – 2020. – № 4(55). – С. 137-144.
5. Калашников, А. В. Универсальные и профессиональные компетенции заказчика как фактор успешности управления закупками в едином цифровом пространстве / А. В. Калашников // Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – С. 18-33.
6. Кадышевич, В. Цифровые компетенции специалиста в сфере закупок в процессе предотвращения рисков заказчика / В. Кадышевич // Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – С. 59-66.
7. Андреева, Е. А. Развитие профессиональных и цифровых компетенций заказчика как фактор совершенствования системы закупок / Е. А. Андреева // Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – С. 5-13.
8. Коробейникова, Л. С. Документальная проверка закупки товаров, работ, услуг на предмет соответствия требованиям внутреннего порядка закупки Заказчика / Л. С. Коробейникова // Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 83-92.
9. Романова, И. В. Применение цифровых технологий в сфере корпоративных отношений / И. В. Романова, Т. М. Лаврик // Право: история и современность. – 2021. – № 2(15). – С. 137-149.
10. Газдиев, И. И. Разработка модели эффективной оценки управленческого решения в системе корпоративного управления с применением цифровых технологий / И. И. Газдиев // Финансовая экономика. – 2021. – № 10. – С. 129-138.
11. Ширинян, В. В. Корпоративные закупки: современное состояние и перспективы публично-правового регулирования публично-правовое регулирование корпоративных закупок / В. В. Ширинян // Интеграция наук. – 2018. – № 8(23). – С. 375-384.
12. Калашников, А. В. Цифровое управление и цифровые компетенции в структуре профессионализма заказчика как фактор совершенствования управления закупками / А. В. Калашников // Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – С. 58-68.

 

References

 

1. Gizatullina, R. F. Technologies of procurement functions and the creation of a unified digital platform / R. F. Gizatullina, E. A. Khalikova // Ufa: Ufa State Petroleum Technical University, 2021. – pp. 32-39.
2. Ovcharov, M. A. Small volume purchases by customers without the use of an electronic trading system as a factor in reducing the efficiency of budget expenditures / M. A. Ovcharov, A. V. Aristov, Yu. I. Aristov // Novosibirsk: Limited Liability Company "Siberian Academic Book", 2019. – pp. 111-121.
3. Stepanova, E. N. Application of digital information technologies in the analysis of risks associated with the purchase of raw materials / E. N. Stepanova, D. N. Molchanova // Khabarovsk: Khabarovsk State University of Economics and Law, 2018. – P. 181- 189.
4. Khachatryan, G. A. Improving the process of digital transformation of a company based on the use of a corporate model of express diagnostics of “digital maturity” / G. A. Khachatryan // Innovative activities. – 2020. – No. 4(55). – pp. 137-144.
5. Kalashnikov, A. V. Universal and professional competencies of the customer as a factor in the success of procurement management in a single digital space / A. V. Kalashnikov // Moscow: Limited Liability Company "Rusains", 2021. - P. 18-33.
6. Kadyshevich, V. Digital competencies of a procurement specialist in the process of preventing customer risks / V. Kadyshevich // Moscow: Limited Liability Company "Publishing House "KnoRus", 2021. - P. 59-66.
7. Andreeva, E. A. Development of professional and digital competencies of the customer as a factor in improving the procurement system / E. A. Andreeva // Moscow: Limited Liability Company "Ruses", 2022. – P. 5-13.
8. Korobeynikova, L. S. Documentary verification of the purchase of goods, works, services for compliance with the requirements of the Customer’s internal procurement procedure / L. S. Korobeynikova // Voronezh: Voronezh State University, 2021. – P. 83-92.
9. Romanova, I. V. Application of digital technologies in the field of corporate relations / I. V. Romanova, T. M. Lavrik // Law: history and modernity. – 2021. – No. 2(15). – pp. 137-149.
10. Gazdiev, I. I. Development of a model for effective assessment of management decisions in the corporate governance system using digital technologies / I. I. Gazdiev // Financial Economics. – 2021. – No. 10. – P. 129-138.
11. Shirinyan, V. V. Corporate procurement: current state and prospects for public legal regulation public legal regulation of corporate procurement / V. V. Shirinyan // Integration of Sciences. – 2018. – No. 8(23). – pp. 375-384.
12. Kalashnikov, A. V. Digital management and digital competencies in the structure of the customer’s professionalism as a factor in improving procurement management / A. V. Kalashnikov // Moscow: Limited Liability Company "Publishing House "KnoRus", 2021. – P. 58-68.

 

НАШИ КОНТАКТЫ

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос