Ключевым элементом образовательного процесса, подтверждающим квалификацию соискателя научной степени, является диссертационное исследование. Это научная работа, при написании которой следует придерживаться определенной последовательности.
Определение объекта и предмета исследования - один из этапов, с которым придется столкнуться каждому соискателю сразу после выбора темы и определения ее актуальности.
Объект и предмет исследования – структурные элементы введения, при попытке написания которых, в большинстве случаев, возникает множество вопросов. Но самые главные вопросы: как соотносятся эти два понятия и каких принципов следует придерживаться при их выявлении? |
Правильные ответы на них позволят соискателю грамотно определиться с тем, что конкретно подлежит изучению, какую методологию и методы целесообразней при этом использовать, а также понять весь логический ход и содержание будущего исследования.
В большинстве случаев даже обладатель ученой степени не сможет грамотно сформулировать ответ на поставленный вопрос и донести до соискателя основной принцип, которым следует руководствоваться при выборе объекта и предмета диссертационного исследования.
Именно поэтому многие соискатели подходят к этому этапу формально, забывая, что некорректно выбранный предмет приведет к неверно сформулированным задачам, а это, в свою очередь, нарушит весь логический ход исследования, которое придется переделывать. Причина описанных проблем заключается в том, что сам процесс выбора объекта и предмета исследования происходит на интуитивном уровне по принципу «от общего к частному» и напрямую зависит от выбранной темы исследования.
В сравнении с объектом, предмет исследования – понятие более узкое, специфичное, отвечающее на вопрос: что конкретно будет изучаться в научной работе? В свою очередь, объект исследования – понятие широкое, описывающее всю научную плоскость, в рамках которой будет проводиться исследования.
Для большего понимания принципов выявления данных понятий, ниже целесообразно привести несколько практических примеров из различных областей научных знаний.
ПСИХОЛОГИЯ:
Объект исследования – девиантное поведение личности;
Предмет исследования – особенности агрессивного поведения личности в старшем подростковом возрасте.
ПЕДАГОГИКА:
Объект исследования – высшие психические функции в образовательном процессе;
Предмет исследования – особенности мышления младших школьников.
ЭКОНОМИКА:
Объект исследования – финансово-экономические показатели ООО «АБВ»;
Предмет исследования – динамика рентабельности ООО «АБВ» в период пандемии COVID-19 и способы ее повышения.
В любых случаях объект исследования всегда гораздо обширнее предмета, и об этом следует помнить каждому соискателю.
Приведенные примеры наглядно показывают иерархическое соотношение объекта и предмета исследования, а также основной принцип, которым следует руководствоваться при их выявлении. И самое главное – оба элемента обязательно должны соотноситься с темой исследования.
Область науки | Тема диссертационного исследования | Объект исследования | Предмет исследования |
Психология | Особенности психологической адаптации студентов к образовательной среде ВУЗа. | Психологическая адаптация студентов. | Особенности психологической адаптации студентов к образовательной среде ВУЗа. |
Психология | Межкультурная адаптация иностранных студентов из других стран, обучающихся в России. | Межкультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в новых социокультурных условиях. | Комплекс социально-психологических характеристик личности иностранных студентов, определяющий успешность их межкультурной адаптации. |
Психология | Взаимосвязь жизненной позиции и социального самочувствия студентов. | Субъектная жизненная позиция студентов с разной выраженностью социального самочувствия. | Взаимосвязь субъектной жизненной позиции и социального самочувствия студентов. |
Педагогика | Формирование готовности студентов к самостоятельной работе с применением средств ИКТ. | Подготовка студентов к самостоятельной работе. | Педагогические условия формирования готовности студентов к самостоятельной работе с применением средств ИКТ. |
Педагогика | Патриотическое воспитание студентов ВУЗа в условиях влияния информационных пабликов сети Интернет. | Патриотическое воспитание студентов в ВУЗе. | Патриотическое воспитание студентов ВУЗа в условиях влияния информационных пабликов сети Интернет. |
Педагогика | Формирование межэтнической толерантности студентов. | Формирование поликультурной личности в образовательной среде ВУЗа. | Организационно-педагогические условия формирования толерантности обучающихся в образовательной среде ВУЗа. |
Экономика | Обеспечение экономической безопасности коммерческой организации в современной России. | Экономическая безопасность коммерческой организаци в условиях современной рыночной экономики. | Организационно-управленческие отношения в процессе обеспечения экономической безопасности современной коммерческой организации на основе формирования и планирования стратегических основ ее развития. |
Экономика | Оценка туристско-рекреационного потенциала туристических дестинаций России в современных условиях. | Потенциал туритическиех дестинаций России в контексте необходимости повышения его использования и адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. | Организационно - экономические отношения, формирующиеся в процессе обеспечения устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала российских туристических дестинаций. |
Экономика | Пространственно-функциональное развитие промышленности региона. | Пространственные и функциональные аспекты промышленного развития регионов Российской Федерации. | Управленческие отношения пространственно-функционального развития промышленности региона. |
В данном разделе приведен пример того, как соотносятся объект и предмет исследования в магистерской диссертации по экономике на тему:
"Экономический механизм обеспечения надежности функционирования предприятия в условиях «бережливого производства»"
Объект и предмет исследования в магистерской диссертации по педагогике на тему:
"Педагогическое взаимодействие в условиях дистанционного обучения"
Объект и предмет исследования в магистерской диссертации по психологии на тему:
"Условия построения совнимания ребенка и матери, с разными типами привязанности с собственной матерью"
В данном разделе приведен пример того, как соотносятся объект и предмет исследования в кандидатской диссертации по экономике на тему:
"Механизм оценки и повышения эффективности развития малого бизнеса в регионе"
Объект и предмет исследования в кандидатской диссертации по сельскому хозяйству на тему:
"Инновационно-ориентированное развитие сельскохозяйственных организаций"
Объект и предмет исследования в кандидатской диссертации по педагогике на тему:
"Использование дистанционных образовательных технологий для реализации личностно-ориентированной модели обучения в организациях среднего профессионального образования"
Объект и предмет исследования в кандидатской диссертации по психологии на тему:
"Содержание и специфика мотивации учебной деятельности студентов дистанционной формы обучения"
Объект и предмет исследования в докторской диссертации по экономике на тему:
"Национальные экономические интересы России в системе мирохозяйственных связей"
Объект и предмет исследования в докторской диссертации по экономике на тему:
"Педагогическое сопровождение развития социальной адаптивности студентов в высшей школе"
Объект и предмет исследования в докторской диссертации по экономике на тему:
"Социально-психологическая концепция приверженности личности стране"
Проблема в том, что знания этих принципов в большинстве случаев недостаточно, чтобы грамотно определить объект и предмет исследования, поэтому всем соискателям мы рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам в нашей компании, богатый опыт которых позволит безошибочно и сразу выявить оба структурных элемента.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |