Аннотация: Для эффективного роста производства в Российской Федерации и в частности в Республике Татарстан, насыщение рынка достаточным количеством товаров, разнообразными услугами, повышения качества жизни граждан страны необходимо развивать предпринимательство, как основной механизм совершенствования государственной экономики. Поэтому сегодня актуальна тема исследования теоретической, социально-экономической сущности малого, среднего предпринимательства (МСП). Сегодня в Татарстане уделяется большое внимание проблемам и потребностям малого и среднего предпринимательства, поступательная деятельность которого обеспечивает ускоренное развитие республики в условиях современного рынка, обеспечивая углублённую специализацию региональных экономических субъектов, их кооперацию в условиях рыночной экономике повышая конкурентоспособность местных предприятий. Объект исследования: особенности деятельности субъектов малого, среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан, а также региональных органов власти, взаимодействующих с МСП и обеспечивающих ему поддержку. Дополнительно объектом исследования данной работы является система институтов региональной поддержки малого, среднего предпринимательства. Цель исследования: обобщение и анализ механизмов, факторов, влияющих на процесс развития МСП в Республике Татарстан. Методы исследования: комплекс общенаучных, специальных методов анализа, синтеза, абстрагирования, прогнозирования, моделирования, сравнения, мысленного эксперимента, конкретизации, экспертной оценки, сопоставления, а также метод обработки социологических опросов. Научная новизна заключается в оценке комплекса механизмов, факторов, оказывающих непосредственное участие в развитии МСП в Республике Татарстан.
Ключевые слова: развитие экономики, Республика Татарстан, развитие предпринимательства, малое и среднее предпринимательство, конкурентоспособность, электронная торговля, маркетплейсы, молодежное предпринимательство.
FACTORS AND MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM FORMS OF BUSINESS ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract: For the effective growth of production in the Russian Federation and in particular in the Republic of Tatarstan, saturation of the market with a sufficient number of goods, a variety of services, and improvement of the quality of life of the country's citizens, it is necessary to develop entrepreneurship as the main mechanism for improving the state economy. Therefore, today the topic of research into the theoretical, socio-economic essence of small and medium-sized enterprises (SMEs) is relevant. Today in Tatarstan much attention is paid to the problems and needs of small and medium-sized businesses, the progressive activities of which ensure the accelerated development of the republic in the conditions of the modern market, ensuring in-depth specialization of regional economic entities, their cooperation in a market economy, increasing the competitiveness of local enterprises. Object of study: features of the activities of small and medium-sized businesses using the example of the Republic of Tatarstan, as well as regional authorities interacting with SMEs and providing them with support. Additionally, the object of study of this work is the system of institutions for regional support of small and medium-sized businesses. Purpose of the study: generalization and analysis of mechanisms and factors influencing the process of development of SMEs in the Republic of Tatarstan. Research methods: a complex of general scientific, special methods of analysis, synthesis, abstraction, forecasting, modeling, comparison, thought experiment, specification, expert assessment, comparison, as well as a method for processing sociological surveys. Scientific novelty lies in the assessment of a set of mechanisms and factors that are directly involved in the development of SMEs in the Republic of Tatarstan.
Keywords: economic development, Republic of Tatarstan, entrepreneurship development, small and medium-sized businesses, competitiveness, e-commerce, marketplaces, youth entrepreneurship.
В Российской Федерации, Республике Татарстан принят целый комплекс нормативно-правовых документов, определяющих направления развития малых, средних форм предпринимательства. Это Стратегия развития МСП в РФ на период до 2039 года (Стратегия), Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, Программа развития МСП в РФ другие акты, обеспечивающие инновационное социально-экономическое развитие государства и его субъектов. [10, с. 218]
Экономическое неравенство регионов Российской Федерации в настоящее время объясняется неравномерным распределением по территории страны трудоспособного населения, производственных мощностей. Республика Татарстан сегодня относится к группе регионов, обеспеченных сырьём, полезными ископаемыми.
Татарстан лидирует по уровню экономического развития в Приволжском Федеральном округе, что положительно влияет на социальное благополучие жителей региона, в котором активно реализуются программы развития, поддержки всех форм предпринимательства. Обобщив и проанализировав опыт, накопленный другими лидерами социально-экономического развития страны, Республика Татарстан реализует свою модель развития МСП.
Необходимо отметить, что в Татарстане остаются определённые проблемы развития предпринимательства. Главная из них, низкая предпринимательская активность в определённых категориях деятельности.
Государство, участвуя в мероприятиях поддержки малого, среднего бизнеса, реализует следующие направления: [3, с. 28]
- создание благоприятных условий для стабильной предпринимательской активности, площадок для реализации социально-экономических проектов;
- защита интересов предпринимателей, частной собственности.
Законы экономики указывают на то, что между государством и предпринимательством существует тесная связь, без которой невозможно развивать экономику страны. При этом предприниматели так же зависимы от государства. Только совместными усилиями можно работать в направлении улучшения экономической ситуации.
В экономике Республики Татарстан малый бизнес играет важную роль. Поэтому на его изменение, потребности, запросы необходимо быстро реагировать. Для принятия оперативных управленческих решений, эффективных программа поддержки малого, среднего предпринимательства, потребуется организовать всестороннее, глубокое исследование регионального предпринимательства.
В августе 2001 года Кабинет министров Татарстана принимает постановление №258 «О ведении мо¬ниторинга состояния развития субъектов малого предпринимательства», согласно которому в республике реализуется программа постоянного анализа изменений малого бизнеса, ведётся сбор и обработка информации обо всех отклонениях в развитии предпринимательства.
Ежегодно Федеральная служба статистики проводит в Республике Татарстан социологическое исследование состояния МСП. Его результаты ложатся в основу отчётов о влиянии внешних условий на развитие бизнеса и прогнозирования его перспектив. [6, с. 673]
Согласно статистике, в Татарстане на начало 2024 года зарегистрировано более 160 тысяч субъектов МПС, что на 4,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение произошло на 7255 субъектов.
На предприятиях и в организациях малого, среднего предпринимательства в 2024 году увеличение численности работников по сравнению в 2023 годом составило 5,9% (34,9 тысячи человек). Всего на 1 января 2024 года количество занятых в МСП выросло до 625 тысячи человек. Плюс к этому 162,4 тысячи человек получили статус самозанятых. Здесь рост за прошедший год составил 66,6%.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство…» предусматривает оказание бизнесу финансовую и не финансовую поддержку. В 2023 году финансовую помощь на сумму 47,5 млрд. рублей получили 34 тысячи субъектов, из них 19 тысяч, это представители МСП.
Помощь субъектам малого, среднего предпринимательства оказывалась как на региональном, так и на федеральном уровне. Только путём получения поручительства региональной власти предприниматели смогли получить на развитие бизнеса 1,83 млрд. рублей. На сумму 1,04 млрд. рублей были оформлены 548 микрозаймов. Субсидированные процентные ставки стали доступны 115 субъектам предпринимательской деятельности, занимающимся производством и доставкой еды. [12, с. 89]
На федеральном уровне были оформлены 18 соглашений о льготных условиях лизинга. В рамках программы стимулирования малого, среднего предпринимательства было выдано 147 кредитов на общую сумму 6,4 млрд. рублей. Более 31 млрд. кредитных рублей предприниматели получили по льготной ставке до 7%. Фонд Бортника оказал финансовую поддержку 55 субъектам МСП на сумму 800,9 млрд. рублей.
Федеральные антикризисные меры поддержки были реализованы в два этапа: [1, с. 9]
I этап: 450 субъектов предпринимательства получили компенсацию фондов оплаты труда на общую сумму около 2 млрд. рублей;
II этап: 684 субъекта предпринимательства получили компенсацию фондов оплаты труда на общую сумму около 2,3 млрд. рублей.
Дополнительно 1 млрд. рублей было выделено в качестве грантов более чем 15 тысячам субъектов МСП.
Поддержка предпринимательства в Российской Федерации осуществляется не только через прямое финансирование, но так же и посредством других экономических, административно-правовых инструментов.
В Республике Татарстан контроль за деятельностью предпринимательского сообщества осуществляют различные ведомства и организации: кабинет министров республики, торгово-промышленная палата, межведомственная комиссия по социально-экономическим вопросам.
Сегодня в регионе реализуются положения целого ряда нормативно-правовых документов с целью создания благоприятных условий для развития МСП в самых различных областях деятельности.
Большое количество предприятий малого, среднего предпринимательства, как в России, так и в Татарстане сегодня активно занимаются торговлей в сети Интернет, имея уникальную возможность реализовать товар на всей территории страны и за рубежом.
Российская Федерация вошла в первую десятку стран мира, лидеров онлайн продаж. С 2022 года рос темпов реализации товаров через электронные составил 58%.
Значительно увеличилось количество субъектов малого бизнеса в Республике Татарстан, предлагающих свои товары на отечественных и зарубежных маркетплейсах, таких, как КазаньЭкспресс, Wildberries, eBay и др. По данным исследователей товары из Татарстана, реализованные дистанционно, составили 17% от всех подобных товаров Приволжского Федерального округа, а в целом по России их доля составляет 0,89%. [5, с. 673]
Необходимо отметить, что предприниматели, выходя на российские и международные маркетплейсы, сталкиваются с определёнными трудностями. Во многом это связано с недостатком опыта работы в таких системах. Поэтому в Республике Татарстан сегодня предприняты действенные меры, необходимые для того, чтобы электронная торговля активно развивалась, и стала неотъемлемой часть экономики региона.
В связи с актуальностью электронной торговли кабинет министров Татарстана разработал и утвердил специальную программу развития онлайн-торговли на период до 2025 года, возложив функцию контроля за её исполнением на Министерство экономики республики.
Данная программа направлена на реализацию 20 мероприятий, четверть из которых должна способствовать развитию инфраструктуры для электронной торговли, включая предоставление льгот, финансовых и не финансовых мер поддержки предприятиям логистики, что будет способствовать расширению географии пунктов, куда можно отправить и получить товар. [8, с. 24]
Вторая четверть мероприятий, это помощь МСП при регистрации, а так же сопровождении их деятельности, консультирование по правовым вопросам. Дополнительно было запланировано содействие бизнесу, выставляющему товары на электронных площадках, в создании контента.
Ещё три мероприятия программы были направлены на продвижение товаров предприятий и организаций малого, среднего предпринимательства на маркетплейсах, популяризацию услуг онлайн-торговли. Четыре мероприятия ставили перед собой цель развития внешнеэкономической деятельности. Так, предлагалось софинансирование затрат предпринимателей на транспортировку своей продукции по территории Российской Федерации при направлении её на экспорт. Кроме этого, софинансирование предполагало возмещение части затрат на международную сертификацию отечественной продукции. [11, с. 245]
Остальные мероприятия касались сферы образования. Были разработаны обучающие программы, освоение которых поможет предпринимателям выйти на рынок онлайн-торговли. В частности, такими программами могли воспользоваться фермеры и другие производители сельхозпродукции.
Задачей Минэкономразвития Республики Татарстан является и помощь МСП при выборе торговой площадки, регистрации на электронной платформе, ведению карточек товаров, наполнению их контентом, программным обеспечением управления электронным складом, запасами товаров.
Начинающие предприниматели могли воспользоваться и такими услугами Фонда поддержки, как сдача отчётности, электронный документооборот, софинансирование отечественной и международной сертификации.
Сегодня рассматривается вопрос о предоставлении льготных микрозаймов тем предпринимателям, кто планирует реализовать свои товары посредством электронных торгов. Под поручительство Гарантийного фонда при Минэкономразвития республики можно получить субсидию на логистические затраты.
В рамках реализации Программы планируется проведение таких публичных мероприятий, как конференции, форумы, семинары с выездом в конкретные муниципальные образования, что сделает доступнее информацию о ведении бизнеса для предпринимателей.
Стоит отметить, что одним из приоритетных направлений региональной помощи малому, среднему предпринимательству станет образовательный блок. Для того, чтобы эффективно работать на маркетплейсах, необходима соответствующая квалификация бизнеса. Планируется с помощью специальных образовательных программ готовить таких специалистов, как «аккаунт-менеджер». Работу в этом направлении будут вести тренеры Фонда поддержки предпринимательства совместно с представителями крупных электронных торговых площадок путём организации вебинаров. Только в этом году такой работой было охвачено 2 тысячи человек. [2, с. 111]
Внешнеэкономическая деятельность, другой важный блок Фонда. Представители МСП в Республике Татарстан заинтересованы в расширении международной торговли через электронные площадки и сотрудничестве с логистическими провайдерами.
Центр поддержки экспорта Российской Федерации сегодня оказывает услуги малому бизнесу в размещении собственной продукции на зарубежных маркетплейсах. По результатам определения платежеспособности заявителя, предпринимателю предлагается на выбор площадка, наиболее выгодная для определённого бизнеса. Скоринг, реализуемый Центром, серьёзно повышает эффективность предпринимательской активности на международном e-commerce рынке и позволяет работать на перспективу, прогнозируя результат и оптимизируя управление запасами товарной продукции.
Молодёжное предпринимательство в Республике Татарстан сегодня стало значимой частью малого и среднего бизнеса. Правительством региона приняты программы, обеспечивающие государственную поддержку молодым предпринимателям. Например, в 2017 году была реализована программа «Молодёжное предпринимательство» с целью оказания начинающим бизнесменам финансовой, консультативной помощи, продвижению товаров, услуг на отечественном рынке. [9, с. 74]
Кроме этого в Татарстане созданы другие институты, которые помогают молодым людям раскрыть свой предпринимательский потенциал. Так, в Казани, Чистополе, Набережных Челнах и Елабуге созданы бизнес-инкубароты, ставшие стартовой площадкой для заинтересованной молодёжи.
Процесс развития бизнес-идеи можно сравнить с ростом растения, где бизнес-инкубарор это почва, насыщенная полезными удобрениями в виде льготных условий аренды помещений и производственных площадей, форумов и обучающих программ. Далее бизнес идея крепнет, развивается и для её дальнейшего роста можно переходить на стадию бизнес-акселератора. Это своеобразная «высшая школа» для производства инновационных продуктов высокого качества.
Много внимание в Республике Татарстан уделяется движению World Skillsм (мировые навыки). Цель данной организации, актуализация и пропаганда рабочих профессий. Региональные участники данного движения заняли первое место в конкурсе «предпринимательство».
Регулярно в Татарстане проводятся форумы различного формата, содержание которых позволяет предпринимателям повышать свой профессиональный уровень. Такие мероприятия, как «Перезагрузка», «Взгляд в будущее» ежегодно собирают до 6 тысяч участников не только из Республики Татарстан, но и других регионов.
Актуальной проблемой малого, среднего предпринимательства является получение доступа к закупкам, информация о которых размещается на таких электронных площадках, как «Портал закупок МСП» или «Биржевая площадка». Данные порталы дают заинтересованным лицам полную информацию о закупах во всех регионах России. Только с использованием ресурса smb.tattis.ru с момента его открытия было подписано около 190 тысяч договоров. Общая сумма сделок превысила 210 млрд. рублей. [4, с. 59]
Правительство Татарстана создало для предпринимателей благоприятные условия для развития в четырёх бизнес-инкубаторах республики в виде льготной аренды площадей на срок до 3 лет при полном сопровождении проекта.
Комплекс мер поддержки федеральной и региональной власти востребован и в этом году. Наиболее актуальной является помощь в оформлении льготных кредитов и субсидий.
Только за 2021 год в Республике Татарстан представители малого, среднего бизнеса получили 350 млн. рублей заёмных средств. На сегодняшний день кредитный портфель МСП составляет уже 2 млрд. рублей. Многие предприниматели обратились к микрозайму «Перезагрузка», как самому выгодному. Ставка по данной программе составляет не более 5%.
Для тех, кто занимается экспортом собственной продукции, региональная власть предложила программу «Экспортёр», согласно которой можно получить заём на сумму до 5 млн. рублей по ставке 0,1%. Срок кредитования 24 месяца.
Согласно статистике, региональные «Центры поддержки экспорта» в 2021 году выделили бизнесу 1,7 млрд. долларов США. Наиболее активно работают ЦПЭ в следующих регионах: Московская, Омская, Свердловская область, Республика Башкортостан и СПБ. Татарстан занимает шестую позицию в данном рейтинге.
Задачей Центров поддержки экспорта является создание благоприятных условий в регионах страны для увеличения экспорта отечественной продукции. Результат такой деятельности уже достаточно ощутим в виде роста объёмов вывозимой из страны продукции.
Сегодня в Татарстане на зарубежные рынки вышли 63 субъекта малого и среднего предпринимательства, наладив контакты с 28 иностранными государствами. На 2024 год уже подписаны 159 контрактов. Общая сумма сделок превысила 533 млн. рублей.
Важное значение для экономики Республики Татарстан имеет социальное предпринимательство, цель которого, решение важных для региона социальных проблем. Те, кто соответствует требованиям программы «Социальный предприниматель», могут получить льготный кредит на сумму от 300 тысяч до 5 млн. рублей на срок до 2-х лет.
В Российской Федерации, включая Республику Татарстан, ведётся постоянная, целенаправленная работа помощи предпринимательству. Совершенно новым продуктом в этой области является онлайн-сервис «Гарантийный поток», предназначенный для кредитования представителей МСП. Гарантийный фонд выступает как поручитель. В течение 2-х дней можно получить кредит с минимальной ставкой среди всех сервисов онлайн-кредитования. [7, с. 23]
На сайте Фасттрек.рф размещена информация в виде полного перечня мер федеральной и региональной поддержки бизнеса. Даная электронная площадка работает в режиме «единого окна». Любой предприниматель может выбрать для себя необходимую услугу и подать пакет документов в электронном формате, что значительно сокращает получение государственной помощи.
Подводя итог необходимо сказать, что в сегодня в Республике Татарстан начинающий предприниматель может воспользоваться широким спектром мер поддержки, направленных на реализацию бизнес-идей. Для лёгкого старта региональная власть создаёт выгодные условия, предоставляемые, как в финансовой, так и не финансовой форме. Действия власти носят целенаправленный характер и содержат все необходимые компоненты, способствующие развитию малого, среднего предпринимательства, а значит, и росту экономики республики.
Список литературы
1. Абдулганиев, Ф. С. Анализ реализации национального проекта "малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в Республике Татарстан" / Ф. С. Абдулганиев // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2020. – № 1. – С. 5-11.
2. Глазунов, А. А. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслевых сферах экономики / А. А. Глазунов, В.
З. Абдрахимов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 12. – С. 108-112.
4. Гусарова, О. М. Моделирование механизма мотивации предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса / О. М. Гусарова, В. В. Попова, А. В. Сулеменков // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 12. – С. 25-30.
5. Закиров, Т. Р. Поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан / Т. Р. Закиров // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2022. – № 23. – С. 56-61.
6. Исмагилов, М. Э. Особенности малых и средних форм предпринимательсткой деятельности в сфере торговли на примере Республики Татарстан / М. Э. Исмагилов // Russian Journal of Management. – 2023. – Т. 11, № 4. – С. 668-676.
7. Каримова, Л. К. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) / Л. К. Каримова, Д. А. Шарипова // Российские исследования. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 18-26.
8. Коренкова, О. В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан / О. В. Коренкова // Столыпинский вестник. – 2022. – Т. 4, № 10.
9. Кочергина, С. Г. Развитие малых форм предпринимательской деятельности в регионе / С. Г. Кочергина, Т. М. Лебединцева, Е. В. Школьник // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – № 1(47). – С. 71-75.
10. Кузнецова, Р. Ф. Анализ деятельности саморегулируемых организаций по поддержке малого бизнеса в Республике Татарстан / Р. Ф. Кузнецова // Социальные и экономические системы. – 2023. – № 3-2(44). – С. 213-226.
11. Мансурова, Т. Г. Проблемы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» в Республике Татарстан / Т. Г. Мансурова, О. В. Коренкова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11(148). – С. 242-247.
12. Мотивация труда и качество жизни предпринимательского сообщества (на материалах Республики Татарстан) / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Гарипова, Р. Р. Марданшина, Э. Р. Ямилов // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2020. – № 4. – С. 88-89.
References
1. Abdulganiev, F. S. Analysis of the implementation of the national project “small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative in the Republic of Tatarstan” / F. S. Abdulganiev // Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan. – 2020. – No. 1. – P. 5-11.
2. Glazunov, A. A. Features of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity in industry sectors of the economy / A. A. Glazunov, V.
Z. Abdrakhimov // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. – 2022. – No. 12. – P. 108-112.
4. Gusarova, O. M. Modeling the mechanism of motivation for entrepreneurial activity of small and medium-sized businesses / O. M. Gusarova, V. V. Popova, A. V. Sulemenkov // Fundamental Research. – 2022. – No. 12. – P. 25-30.
5. Zakirov, T. R. Support for small and medium-sized businesses on the example of the Republic of Tatarstan / T. R. Zakirov // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research. – 2022. – No. 23. – P. 56-61.
6. Ismagilov, M. E. Features of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity in the field of trade on the example of the Republic of Tatarstan / M. E. Ismagilov // Russian Journal of Management. – 2023. – T. 11, No. 4. – P. 668-676.
7. Karimova, L. K. Development of small and medium-sized businesses in the regions of the Russian Federation (on the example of the Republic of Tatarstan) / L. K. Karimova, D. A. Sharipova // Russian Research. – 2020. – T. 1, No. 1. – P. 18-26.
8. Korenkova, O. V. Problems of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / O. V. Korenkova // Stolypin Bulletin. – 2022. – T. 4, No. 10.
9. Kochergina, S. G. Development of small forms of entrepreneurial activity in the region / S. G. Kochergina, T. M. Lebedintseva, E. V. Shkolnik // Bulletin of the Russian University of Cooperation. – 2022. – No. 1(47). – pp. 71-75.
10. Kuznetsova, R. F. Analysis of the activities of self-regulatory organizations to support small businesses in the Republic of Tatarstan / R. F. Kuznetsova // Social and economic systems. – 2023. – No. 3-2(44). – pp. 213-226.
11. Mansurova, T. G. Problems of implementing the national project “Small and Medium Enterprises” in the Republic of Tatarstan / T. G. Mansurova, O. V. Korenkova // Economics and Entrepreneurship. – 2022. – No. 11(148). – pp. 242-247.
12. Labor motivation and quality of life of the entrepreneurial community (based on materials from the Republic of Tatarstan) / Yu. R. Khairullina, R. R. Garipova, R. R. Mardanshina, E. R. Yamilov // Electronic economic bulletin of Tatarstan. – 2020. – No. 4. – P. 88-89.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |