Меню

Научная статья РИНЦ на тему - Государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения

 

Аннотация: В настоящее время, развитию здравоохранения уделяется большое внимание, на различных уровнях управления. Одним из методов государственного регулирования здравоохранения, является контроль и надзор. В рамках исполнения данной функции, государство отслеживает качество исполнения законодательства, регулирующего сферу здравоохранения и уровень компетентностного отношения учреждений здравоохранения к обратившимся за получением медицинской помощи гражданам. В настоящее время в российской системе здравоохранения разработана законодательная база и реализован комплекс контрольно-надзорных мер со стороны государства. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем и перпектив развития государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.

 

Ключевые слова: развитие законодательства, государственный контроль, государственный надзор, здравоохранение РФ, качество здравоохранения, совершенствование здравоохранения.

 

Введение

Организация государственного контроля подразумевает меры, принимаемые официальными компетентными структурами и их представителями для мониторинга деятельности регулируемого объекта и выявления его соответствия заранее установленным нормам.

Надзор на уровне государства представляет собой обязанность уполномоченных структур и их представителей следить за последовательным выполнением законов в рамках их компетенции по отношению к организациям и гражданам.

Таким образом, главная идея и общественное предпосылки государственного надзора и контроля заключены в систематизированном проведении проверок соответствия действий регулируемого элемента указаниям высшего регулятивного органа. Ключевой целью регулирования является анализ интеракции между регулятором и регулируемым элементом, идентификация проблем и разработка стратегий для обеспечения гармоничной работы регулируемой системы в целом. [6, с. 18]

 

Результаты и обсуждения
К числу важнейших сфер государственного контроля и надзора относится медицинская деятельность, где основные контрольно-надзорные функции выполняет Росздравнадзор. Данный орган представляет собой ключевую государственную структуру, ответственную за мониторинг и обеспечение стандартов в сфере здравоохранения. В настоящее время в российской системе здравоохранения разработана законодательная база и реализован комплекс контрольно-надзорных мер со стороны государства.


В соответствии со ст. 85 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», государство предпринимает следующие контрольные меры в области медицинской деятельности: [2, с. 223]

- контроль уровня качества медицинского обслуживания;

- контроль в сфере распределения фармацевтических продуктов на территории Российской Федерации;

- контроль в области использования медицинского оборудования;

- эпидемиологический и санитарный контроль.

 

Основы организации деятельности структур, ответственных за надзор в области здравоохранения, изложены в ст. 86 Закона «Об основах охраны здоровья граждан». В частности, данные регулирующие инстанции: [7, с. 14]

- предлагают комплексные меры реагирования при обнаружении несоответствий нормативно-правовым актам РФ в медицинском и фармацевтическом контексте;

- инициируют процедуры ответственности для медицинских и фармацевтических учреждений, а также их представителей при нарушениях российского законодательства;

- оформляют правонарушения в области здравоохранения и оборота медицинских препаратов, анализируют соответствующие инциденты и предлагают методы их дальнейшего предотвращения;

- передают документацию, связанную с допущенными нарушениями, для инициации уголовного расследования;

- подают судебные иски в отношении выявленных несоответствий нормативно-правовым актам РФ в медицинской и фармацевтической сферах;

- участвуют в судебных процессах, касающихся выполнения или нарушения национальных законов в сфере здравоохранения;

- размещают на своих цифровых площадках актуальную информацию, связанную с контрольно-надзорной деятельностью в области здравоохранения.


В соответствии со ст. 86 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», при рассмотрении обращений, связанных с медицинским законодательством и регулированием распределения фармацевтических продуктов, специалисты контрольных структур вправе: [4, с. 302]

- инициировать любые эксперименты, тесты и исследования для проверки;

- запрашивать информацию, которая поможет им в дальнейших действиях;

-  осуществлять консультации в рамках их полномочий;

- взаимодействовать с научными учреждениями и экспертами при изучении отдельных вопросов в сфере здравоохранения;

- свободно посещать подконтрольные объекты с доступом ко всем ресурсам и оборудованию;

- брать на анализ образцы товаров согласно действующим правилам;

- копировать необходимые документы;

- принимать действия, направленные на предотвращение нарушений в сфере здравоохранения.

 

Качество и безопасность в системе здравоохранения, в соответствии со ст. 87 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», контролируется при помощи государственного надзора, департаментской проверки и внутрикорпоративного контроля.


Согласно ст. 87 данного Закона, для обеспечения высокого стандарта медицинских услуг применяются следующие методы: [5, с. 83]

- обеспечение функционирования учреждений здравоохранения согласно действующим российским медицинским стандартам;

- оценка критериев качества услуг, представляемых учреждениями здравоохранения;

- анализ и контроль качества, объема и времени предоставления медицинских услуг в рамках действующего законодательства о медстраховании;

- разработка механизмов оценки работы персонала учреждений здравоохранения;

- внедрение современных систем автоматизации и цифровизации для повышения качества и эффективности реализации контрольно-надзорных функций.

 

Государственный контроль в области здравоохранения включает: [8, с. 59]

- мониторинг соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения различными государственными и частными медицинскими структурами;

- выдачу лицензий на осуществление медицинской практики;

- оценку качества и соответствия медицинского обслуживания установленным стандартам;

- контроль за процессом проведения медицинских экспертиз и исследований;

- контроль за соблюдением правил безопасности при работе с медицинским оборудованием;

- контроль соблюдения ограничений и норм для медицинских специалистов и фармацевтов в рамках их профессиональной деятельности, в соответствии с законом;

- проверка внутренних систем контроля в медицинских учреждениях.

 

Также актуально отметить основные положения Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, ориентированного на правовую защиту корпоративных структур при взаимодействии с государственными и муниципальными органами надзора, в том числе, в сфере здравоохранения.


В частности, следует отметить, что согласно ст. 2 указанного Закона, контрольно-надзорная проверка предполагает действия, предпринимаемые соответствующими государственными и местными службами, а также, при необходимости, внешними экспертами. Цель таких действий — изучение и проверка различных аспектов деятельности компаний, а также установление соответствия установленным критериям.


Согласно ст. 3 указанного Закона выделяются основополагающие критерии, направленные на обеспечение интересов организаций и предпринимателей: [3, с. 193]

- реализация принципа уведомления соответствующих органов о начале коммерческой деятельности медицинской организации;

- обеспечение первоначального доверия к медицинской организации;

- обеспечение открытости для учреждений здравоохранения к регулятивным документам и законам нашей страны, а также доступа к информации о процессах государственных и региональных контрольно-надзорных мер, исключая данные, доступ к которым ограничен по решению государства;

- осуществление контрольно-надзорных действий в соответствии с задачами и компетенцией соответствующих органов и их сотрудников;

- реализация принципа недопустимости множественных проверок одной и той же медицинской организации со стороны разных контролирующих органов по идентичным критериям;

- реализация принципа необязательности наличия у медицинских организаций ряда документов от государственных или местных инстанций, в случае информирования контрольно-надзорных органов о начале их коммерческой деятельности в сфере здравоохранения;

- реализация принципа ответственности органов контроля и их сотрудников при нарушении норм российского законодательства в контрольно-надзорной деятельности;

- неприемлемость введения платы от медицинских организаций за контроль и проверки со стороны регулирующих органов;

- выделение необходимых финансовых ресурсов на проведение проверок из бюджетных ассигнований;

- дифференциация отдельных функций между государственными и местными контрольными структурами на основе национального и регионального законодательства.

 

Выводы

Таким образом, можно констатировать высокий уровень организации государственных контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения, наличие необходимой нормативно-правовой базы и ответственных государственных структур. [1, с. 25]

Вместе с тем, очевидно, что последующее развитие данной системы предполагает регулярную модернизацию с учетом динамичности социально-экономического развития нашей страны, в том числе, путем адаптации успешного зарубежного опыта под российские реалии и разработке собственных контрольно-надзорных новаций.

 

Список литературы

 

1. Мешкова, Е. В. Государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения / Е. В. Мешкова // Державинский форум. – 2018. – Т. 2, № 6. – С. 20-27.

2. О новых подходах к организации государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения / А. В. Генералов, К. Е. Лукичев, Е. Р. Яшина [и др.] // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7(96). – С. 219-224.

3. Прилуков, М. Д. Современное состояние государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации / М. Д. Прилуков // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 1(205). – С. 191-194.

4. Увайдов, М. И. Отдельные вопросы правовой регламентации в сфере ветеринарии, в том числе в сфере государственного ветеринарного контроля (надзора) / М. И. Увайдов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2023. – № 2(151). – С. 300-304.

5. Харченко, Н. В. Вопросы реализации функции государственного контроля и административного надзора в сфере государственного управления / Н. В. Харченко // Ростовский научный вестник. – 2023. – № 6. – С. 82-84.

6. Шабалкин, В. В. Административное расследование как институт контроля и надзора в сфере здравоохранения / В. В. Шабалкин, Э. Р. Низамова // Health and Social Care Journal. – 2019. – № 2(9). – С. 16-20.

7. Шишов, М. А. О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения / М. А. Шишов // Медицинское право. – 2023. – № 1. – С. 11-15.

8. Шишов, М. А. Парадоксы государственного контроля (надзора) на примере сферы здравоохранения / М. А. Шишов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 11. – С. 57-60.

 

НАШИ КОНТАКТЫ

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос