Аннотация: В настоящее время, развитию здравоохранения уделяется большое внимание, на различных уровнях управления. Одним из методов государственного регулирования здравоохранения, является контроль и надзор. В рамках исполнения данной функции, государство отслеживает качество исполнения законодательства, регулирующего сферу здравоохранения и уровень компетентностного отношения учреждений здравоохранения к обратившимся за получением медицинской помощи гражданам. В настоящее время в российской системе здравоохранения разработана законодательная база и реализован комплекс контрольно-надзорных мер со стороны государства. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем и перпектив развития государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: развитие законодательства, государственный контроль, государственный надзор, здравоохранение РФ, качество здравоохранения, совершенствование здравоохранения.
Введение
Организация государственного контроля подразумевает меры, принимаемые официальными компетентными структурами и их представителями для мониторинга деятельности регулируемого объекта и выявления его соответствия заранее установленным нормам.
Надзор на уровне государства представляет собой обязанность уполномоченных структур и их представителей следить за последовательным выполнением законов в рамках их компетенции по отношению к организациям и гражданам.
Таким образом, главная идея и общественное предпосылки государственного надзора и контроля заключены в систематизированном проведении проверок соответствия действий регулируемого элемента указаниям высшего регулятивного органа. Ключевой целью регулирования является анализ интеракции между регулятором и регулируемым элементом, идентификация проблем и разработка стратегий для обеспечения гармоничной работы регулируемой системы в целом. [6, с. 18]
Результаты и обсуждения
К числу важнейших сфер государственного контроля и надзора относится медицинская деятельность, где основные контрольно-надзорные функции выполняет Росздравнадзор. Данный орган представляет собой ключевую государственную структуру, ответственную за мониторинг и обеспечение стандартов в сфере здравоохранения. В настоящее время в российской системе здравоохранения разработана законодательная база и реализован комплекс контрольно-надзорных мер со стороны государства.
В соответствии со ст. 85 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», государство предпринимает следующие контрольные меры в области медицинской деятельности: [2, с. 223]
- контроль уровня качества медицинского обслуживания;
- контроль в сфере распределения фармацевтических продуктов на территории Российской Федерации;
- контроль в области использования медицинского оборудования;
- эпидемиологический и санитарный контроль.
Основы организации деятельности структур, ответственных за надзор в области здравоохранения, изложены в ст. 86 Закона «Об основах охраны здоровья граждан». В частности, данные регулирующие инстанции: [7, с. 14]
- предлагают комплексные меры реагирования при обнаружении несоответствий нормативно-правовым актам РФ в медицинском и фармацевтическом контексте;
- инициируют процедуры ответственности для медицинских и фармацевтических учреждений, а также их представителей при нарушениях российского законодательства;
- оформляют правонарушения в области здравоохранения и оборота медицинских препаратов, анализируют соответствующие инциденты и предлагают методы их дальнейшего предотвращения;
- передают документацию, связанную с допущенными нарушениями, для инициации уголовного расследования;
- подают судебные иски в отношении выявленных несоответствий нормативно-правовым актам РФ в медицинской и фармацевтической сферах;
- участвуют в судебных процессах, касающихся выполнения или нарушения национальных законов в сфере здравоохранения;
- размещают на своих цифровых площадках актуальную информацию, связанную с контрольно-надзорной деятельностью в области здравоохранения.
В соответствии со ст. 86 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», при рассмотрении обращений, связанных с медицинским законодательством и регулированием распределения фармацевтических продуктов, специалисты контрольных структур вправе: [4, с. 302]
- инициировать любые эксперименты, тесты и исследования для проверки;
- запрашивать информацию, которая поможет им в дальнейших действиях;
- осуществлять консультации в рамках их полномочий;
- взаимодействовать с научными учреждениями и экспертами при изучении отдельных вопросов в сфере здравоохранения;
- свободно посещать подконтрольные объекты с доступом ко всем ресурсам и оборудованию;
- брать на анализ образцы товаров согласно действующим правилам;
- копировать необходимые документы;
- принимать действия, направленные на предотвращение нарушений в сфере здравоохранения.
Качество и безопасность в системе здравоохранения, в соответствии со ст. 87 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», контролируется при помощи государственного надзора, департаментской проверки и внутрикорпоративного контроля.
Согласно ст. 87 данного Закона, для обеспечения высокого стандарта медицинских услуг применяются следующие методы: [5, с. 83]
- обеспечение функционирования учреждений здравоохранения согласно действующим российским медицинским стандартам;
- оценка критериев качества услуг, представляемых учреждениями здравоохранения;
- анализ и контроль качества, объема и времени предоставления медицинских услуг в рамках действующего законодательства о медстраховании;
- разработка механизмов оценки работы персонала учреждений здравоохранения;
- внедрение современных систем автоматизации и цифровизации для повышения качества и эффективности реализации контрольно-надзорных функций.
Государственный контроль в области здравоохранения включает: [8, с. 59]
- мониторинг соблюдения прав граждан в сфере здравоохранения различными государственными и частными медицинскими структурами;
- выдачу лицензий на осуществление медицинской практики;
- оценку качества и соответствия медицинского обслуживания установленным стандартам;
- контроль за процессом проведения медицинских экспертиз и исследований;
- контроль за соблюдением правил безопасности при работе с медицинским оборудованием;
- контроль соблюдения ограничений и норм для медицинских специалистов и фармацевтов в рамках их профессиональной деятельности, в соответствии с законом;
- проверка внутренних систем контроля в медицинских учреждениях.
Также актуально отметить основные положения Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, ориентированного на правовую защиту корпоративных структур при взаимодействии с государственными и муниципальными органами надзора, в том числе, в сфере здравоохранения.
В частности, следует отметить, что согласно ст. 2 указанного Закона, контрольно-надзорная проверка предполагает действия, предпринимаемые соответствующими государственными и местными службами, а также, при необходимости, внешними экспертами. Цель таких действий — изучение и проверка различных аспектов деятельности компаний, а также установление соответствия установленным критериям.
Согласно ст. 3 указанного Закона выделяются основополагающие критерии, направленные на обеспечение интересов организаций и предпринимателей: [3, с. 193]
- реализация принципа уведомления соответствующих органов о начале коммерческой деятельности медицинской организации;
- обеспечение первоначального доверия к медицинской организации;
- обеспечение открытости для учреждений здравоохранения к регулятивным документам и законам нашей страны, а также доступа к информации о процессах государственных и региональных контрольно-надзорных мер, исключая данные, доступ к которым ограничен по решению государства;
- осуществление контрольно-надзорных действий в соответствии с задачами и компетенцией соответствующих органов и их сотрудников;
- реализация принципа недопустимости множественных проверок одной и той же медицинской организации со стороны разных контролирующих органов по идентичным критериям;
- реализация принципа необязательности наличия у медицинских организаций ряда документов от государственных или местных инстанций, в случае информирования контрольно-надзорных органов о начале их коммерческой деятельности в сфере здравоохранения;
- реализация принципа ответственности органов контроля и их сотрудников при нарушении норм российского законодательства в контрольно-надзорной деятельности;
- неприемлемость введения платы от медицинских организаций за контроль и проверки со стороны регулирующих органов;
- выделение необходимых финансовых ресурсов на проведение проверок из бюджетных ассигнований;
- дифференциация отдельных функций между государственными и местными контрольными структурами на основе национального и регионального законодательства.
Выводы
Таким образом, можно констатировать высокий уровень организации государственных контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения, наличие необходимой нормативно-правовой базы и ответственных государственных структур. [1, с. 25]
Вместе с тем, очевидно, что последующее развитие данной системы предполагает регулярную модернизацию с учетом динамичности социально-экономического развития нашей страны, в том числе, путем адаптации успешного зарубежного опыта под российские реалии и разработке собственных контрольно-надзорных новаций.
Список литературы
1. Мешкова, Е. В. Государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения / Е. В. Мешкова // Державинский форум. – 2018. – Т. 2, № 6. – С. 20-27.
2. О новых подходах к организации государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения / А. В. Генералов, К. Е. Лукичев, Е. Р. Яшина [и др.] // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7(96). – С. 219-224.
3. Прилуков, М. Д. Современное состояние государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения в Российской Федерации / М. Д. Прилуков // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 1(205). – С. 191-194.
4. Увайдов, М. И. Отдельные вопросы правовой регламентации в сфере ветеринарии, в том числе в сфере государственного ветеринарного контроля (надзора) / М. И. Увайдов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2023. – № 2(151). – С. 300-304.
5. Харченко, Н. В. Вопросы реализации функции государственного контроля и административного надзора в сфере государственного управления / Н. В. Харченко // Ростовский научный вестник. – 2023. – № 6. – С. 82-84.
6. Шабалкин, В. В. Административное расследование как институт контроля и надзора в сфере здравоохранения / В. В. Шабалкин, Э. Р. Низамова // Health and Social Care Journal. – 2019. – № 2(9). – С. 16-20.
7. Шишов, М. А. О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения / М. А. Шишов // Медицинское право. – 2023. – № 1. – С. 11-15.
8. Шишов, М. А. Парадоксы государственного контроля (надзора) на примере сферы здравоохранения / М. А. Шишов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 11. – С. 57-60.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |