Меню

Научная статья ВАК на тему - Институт кураторства в ВУЗах России: история и перспективы развития

 

Аннотация: В законодательстве нашей страны на государственном уровне закреплено положение о том, что вузы, решая задачи всестороннего развития личности в соответствии с ее интеллектуальными потребностями, должны выполнять государственную задачу формирования у студентов гражданской позиции и сохранения основных ценностей российского общества, что свидетельствует о признании социальной функции учебного заведения. Полноценная реализация этой функции не представляется возможной без возрождения института кураторства, подходы к современному пониманию которого мы находим в публикациях Н.С. Бейлиной, О.С. Кульбах и Е.Р.Зинкевич, А.В.Середы и Г.Ю. Титовой, О.Н. Шапошниковой и В.Л. Левитского, а также Б.Р. Манделя и дургих авторов. Объект исследования – работа кураторов групп студентов с единым профилем подготовки в вузе. Цель исследования – изучение истории и перспектив развития института кураторства в ВУЗах России. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач: 1. изучить понятия «куратор», «тютор» и «наставник» применяющиеся в педагогической науке; 2. изучить развитие института кураторства в годы СССР; 3. исследовать основы возрождения института кураторства в новой России; 4. Определить задачи кураторства в современной системе образования; 5. Исследовать личные качества современного куратора. Методы исследования: теоретические (изучение источников с целью выявления актуальной проблематики по данной теме, создание вспомогательной системы (модели), дающей возможность получить новые данные, а также обобщение информации, полученной на основании изучения доступной практики, и эмпирические - различные формы опросов, в том числе и собеседование, изучение фактов, квалифицированная профессиональная оценка. Новизна исследования заключается в выявлении проблематики, связанной с современным состоянием данного института (несоответствующие задачам образовательный и компетентностный уровень специалистов, оказывающий влияние на результативность их практической деятельности; недопонимание ими своей роли в гуманизации образования и т.п.) и в вычленении первоочередных задач, начиная от описания специфики данной деятельности до подходов к программе повышения компетентности соответствующих специалистов в основных направлениях деятельности.

 

Ключевые слова: развитие образования, институт кураторства, история кураторства в России, перспективы развития кураторства, наставничество в высшем образовании, тьюторство в ВУЗе.

 

Введение

Требования к качеству высшего образования в Российской Федерации сформулированы на законодательном уровне, в документах четко прослеживается тенденция роста роли государства как гаранта соответствующего уровня качества образования и в то же время внятно формулируется запрос на понимание вузами задачи формирования личности гражданина в соответствии с потребностями общества и государства. Одной из форм работы высшего учебного заведения в направлении формирования личности, которую характеризуют высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и способность к саморазвитию, традиционно является кураторство. [10, с. 76]


Еще большую значимость обретает этот институт в контексте реализации компетентностного подхода, направленного на формирование определяющих структур личности, которые, реализуясь в ее профессиональной деятельности, обеспечивают существенную эффективность. Об этом пишут в своих трудах уже упоминавшиеся выше исследователи Н.С. Бейлина, а также В.Л. Левитский, О.Н. Шапошникова. [14, с. 22]


Гипотеза исследования базируется на следующем предположении: деятельность кураторов является эффективным инструментом сопровождения студентов в ВУЗе:

- институт кураторства имеет давнюю историю в отечественном образовании и зарекомендовал себя как важный механизм помощи студентам в процессе их обучения в ВУЗе;

- личные качества куратора являются важным факторов в обеспечении качественного процесса сопровождения студентов. Современный куратор должен обладать функциональной компетентностью, профессиональной компетентностью, способностью к саморефлексии и основанному на ней саморазвитию. Как правило, куратор, обладающий педагогическими способностями, добивается наилучшего результата;

- в процессе опроса студентов возможно подтвердить эффективность института кураторства в современном ВУЗе;

- институт кураторства имеет большие перспективы развития в современном высшем образовании.

 

Институт «кураторства», «тьюторства» и «наставничества» в педагогической науке

В последние годы понятие «кураторство» приобрело расширительное толкование, поскольку в рамках реализации всевозможных (в том числе и инновационных) форматов образования в нашей стране появилось достаточное количество людей, занимающихся вопросами обеспечения различных составляющих организации образовательного процесса. Рассмотрим подробнее содержательные нюансы таких популярных понятий, как «тьюторство» и «наставничество». [8, с. 122]


Тьютор – это специалист, создающий условия для комфортного вхождения студента в образовательную среду вуза исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей. Он составляет индивидуальную программу обучения, способствующие развитию сильных сторон личности учащегося, а также способствующую развитию недостающих качеств, помогает определить ориентиры и основные цели обучения. Исследовав трактовку содержания этого понятия российскими учеными (Л.М.Гедгафовой, С.В. Лаптевой), их американскими коллегами (Эд. Гордоном, Ч. О`Мэлли, Р. Морганом, Д. Понтиселл – «Революция в тьюторстве»), британцами (Д.Жаком и Дж.Сэлмоном), и швейцарцем Э. Венгером, мы пришли к мнению о том, что и тьюторство, и кураторство имеют своей целью успешное и наименее травматичное встраивание молодого человека в учебный процесс вуза, однако тьюторство в большей степени учитывает индивидуальные особенности и запросы, в то время как деятельность куратора направлена на обеспечение успешной работы всей группы студентов с единым профилем вузовской подготовки. [4, с. 97]


Именно исходя из этих параметров тьютор выстраивает траекторию развития личности в профессии, выявляя и поддерживая ее сильные стороны, обращая внимание на возможные пробелы в образовании и указывая оптимальные пути восполнения недостающих знаний; тьютор способствует социализации студента в вузовской среде, поддерживает его стремление к самореализации путем участия в различных программах и проектах, реализуемых как в учебное, так и во внеучебное время. [17, с. 2093]


Главная задача института наставничества состоит в обеспечении связанности образования с будущей практической деятельностью студентов, в том числе и в плане интеграции науки и производства. Кроме этого, в процессе наставничества неизбежно происходит межпоколенческое взаимодействие, связанное с трансляцией культурных ценностей, призванных помочь выпускнику адаптироваться к реалиям производственной деятельности и добиться успеха в избранной профессии. [12, с. 152]


Основное отличие куратора от тьютора заключается в том, что первый работает со всей академической группой, настраивая механизмы взаимодействия между ее членами, поддерживая тенденции коллективной ответственности за качественные показатели в образовании и дисциплине, а также стремление к погружению в особенности будущей профессии, а второй ориентирован на индивидуальную работу с обучающимся. Наставник же озабочен в первую очередь тем, чтобы студенты приближались к осознанию прикладного значения получаемых знаний, как можно лучше представляли себе их ценность для дальнейшего профессионального и личностного роста.


Институт наставничества (как одна из форм кураторства) призван способствовать решению задачи, обозначенной в государственной «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: формирования новых поколений россиян, обладающих знаниями и умениями, релевантными современным требованиям, готовых разделить традиционные нравственные ценности нации. В этой парадигме действуют руководители учреждений высшего образования, включая в практику работы вузовских кураторов элементы наставничества. [7, с. 263]


Если внимательно присмотреться к деятельности куратора, то можно обнаружить в ней элементы практически всех основных типов наставнических отношений (групповое, индивидуальное и их различные комбинации, прямое открытое и опосредованное, целеполагающее и постоянное, а также варьирующееся по видам связи, за счет чего круг наставников может быть расширен, и т.п.). В качестве примеров индивидуального взаимодействия можно привести практику взаимодействия преподавателя и старшекурсника, а примером группового может служить вертикальное взаимодействие между организатором этого вида деятельности в вузе и кураторами групп. [15, с. 24]


В рамках всевозможных форматов межвузовского взаимодействия (в том числе и на уровне студенческих профсоюзных организаций) осуществляется так называемое «командное» наставничество, в ходе которого происходит продуктивный обмен знаниями и навыками между вузовскими кураторами различной степени подготовленности, каждый из которых готов поделиться с коллегами своим уникальным опытом. [5, с. 57]


Такая разновидность кураторства, как наставничество со стороны обучающихся на старших курсах, зачастую возникает неформально, однако эту работу не следует пускать «на самотек». Так же, как и назначение администратора различных вузовских интернет-ресурсов, которые выполняют наставнические функции в области трансляции социальных поведенческих норм вуза, принятых форм общения и взаимодействия.


Как видим, в процессе реализации наставничества имеет значение четкое понимание и разграничение функций каждого участника. По мнению ряда авторов (В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев в статье «Наставничество в образовании»), усилия наставника способствуют завершенности образовательной «картины мира» подопечного. Имея в виду возрастные особенностей студентов, можно не сомневаться в важности присутствия в их кругу общения более опытного и мудрого наставника, способного как формально, так и на межличностном уровне оказать квалифицированную поддержку, поделиться знаниями, основанными на личном опыте – на неоспоримые преимущества именно такого взаимодействия обращает внимание В.В. Никитина. [1, с. 68]


Применение технологий наставничества дает куратору возможность в целом ряде случаев более успешно решать стоящие перед ним задачи. Более опытные и продвинутые специалисты неизбежно (просто в силу наличия определенных навыков и реализованных успешных стратегий) берут на себя дополнительную нагрузку, выступая в роли наставников своих младших коллег, помогая им наиболее эффективным образом реализовать свой творческий потенциал и продвинуться в избранном деле.


Развитие института кураторства в годы СССР

Существенное влияние на осознание важности (и необходимости) более широкого внедрения института кураторства, эффективности кураторов на данном историческом этапе развития системы вузовского образования может оказать обращение к истории его появления (конец девятнадцатого века), возрождения (в годы СССР) и становления (состояния в наши дни). [13, с. 17]


Детализация перечисленных этапов приведена в публикациях А.Я. Шаиповой и ряда других авторов.


На первом этапе (в начале девятнадцатого века), по мнению этих авторов, кураторство имело место лишь в формате наличия в учебных заведениях специально назначенных наблюдателей за основными параметрами организационной стороны обучения (за тем, как ведут себя учащиеся, усваивают ли программу, не прогуливают ли занятия и пр.), в обязанности которых входило также непременное сообщение руководству о настроениях, преобладающих в студенческой среде. Позже возникла необходимость не столько в надзоре за обучающимися, сколько в руководстве ими, что и привело к появлению во второй половине девятнадцатого века в вузах специалистов по воспитательной работе. [9, с. 168]


Временем осознания необходимости не только образования, но и воспитания студентов в стенах образовательного учреждения считается февраль одна тысяча девятьсот третьего года, когда была опубликована «Инструкция для кураторов Томского технологического института», ознаменовавшая фактом своего появления второй этап развития кураторства в России. В этом документе обозначены базовые параметры кураторской деятельности в понимании руководителей учреждений образования тех лет. В документе прописаны требования к личности куратора, его полномочия и права и пр.


В советское время важность воспитательной работы с молодежью в стенах вуза выходит чуть ли не на первый план среди всех прочих задач. Значимость кураторов становится настолько существенной, что начиная со второй половины двадцатого века к этой работе привлекают не только ведущих преподавателей и знаменитых выпускников конкретного вуза, но и советских ученых с мировым именем. Это время относится к третьему этапу развития института кураторства в СССР, считающегося этапом преобразований. [16, с. 12]


Практически параллельно с этим этапом шел четвертый, в рамках которого осуществлялось упорядочение данной деятельности, вводились различные «параллельные» должности в общественных организациях студентов, деятельность кураторов все больше политизировалась, делался упор на воспитательную составляющую.


Пятый этап, который принято считать этапом активизации кураторства в вузах, пришелся на шестидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века, когда политизация деятельности кураторов достигла своего апогея. Появились органы надзора за самими кураторами, от которых теперь требовалось быть не просто наставниками, но и идеологами и чуть ли не политруками студенческих коллективов. Предполагалось, что выпускник, приходя на производство в качестве молодого специалиста – руководителя трудового коллектива, также становился своего рода «наставником», обязанным проводить в жизнь идеологические установки партии. [3, с. 316]


При смене политического и экономического строя на территории бывшего Советского Союза, вызвавшей перестройку всех институтов страны, внимание к воспитательной работе в вузах существенно ослабло, соответственно, институт кураторства если и сохранился в некоторых вузах, то лишь номинально – никто не знал в то время, в каком конкретно ключе следует воспитывать подрастающее поколение (шестой этап).


Возрождение института кураторства в новой России

Возрождение описываемого института произошло лишь в начале двухтысячных, когда вместе с осознанием значения кураторов, их роли в воспитании молодежи, были сформулированы актуальные задачи и появилась возможность финансирования данной деятельности – в приказе Минобра от декабря две тысячи второго года предписывалось обязательное «наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу», в частности, института кураторства. Этот этап принято считать седьмым этапом – этапом возрождения.


Сегодня в высших учебных заведениях создана разветвленная многоступенчатая структура, обеспечивающая воспитательную работу: кураторы работают с молодежью на различных уровнях, от академических групп до факультетов и вуза в целом, эти функции могут выполнять как преподаватели и руководители внеучебной деятельностью обучающихся, так и старшекурсники. При этом, по мнению З.С. Божонова, важно, чтобы воспитательный процесс в вузе, реализуемый через институт кураторства, базировался не на форматах доминирования и начетничества, а на форматах, предполагающих партнерство, взаимодействие и сотрудничество.


Задача кураторства в современной системе образования
Описанию и конкретизации ориентиров кураторской деятельности посвящены работы О.С. Кульбах, Е.Р. Зинкевич и И.А. Ильяевой, Т.А. Леонтенко, где в качестве основного предназначения института кураторов авторы видят объединение усилий всех участников процесса воспитания молодежи с целью формирования гармонично развитой личности, обладающей потенциалом к саморазвитию. Основная роль этой институции заключается в помощи становлению гражданина, оснащенного навыками социальной и общественной активности, обладающего широким кругозором и имеющего собственную позицию. [6, с. 32]


Авторы многих публикаций сходятся во мнении, что к основным задачам кураторов на данном этапе развития общества относится гуманизация взаимодействия между студентами в рамках конкретного коллектива, что не в последнюю очередь способствует формированию полноценной личности, способной к дальнейшему развитию. Ряд специалистов называют в качестве одной из задач кураторов содействие социализации молодых людей, приобщение их к культурным ценностям; М.С. Якушкина видит в институте кураторства некую возможность подключения общественных организаций студентов к решению вопросов воспитания в рамках вуза за счет возможного появления новых форматов; П.С. Медведев уверен, что он должен способствовать наиболее полному удовлетворению материальных, духовных и социальных потребностей студентов.


Пользуясь инструментарием системного подхода, мы можем выявить как общие системные свойства данного явления, так и качественные характеристики отдельных элементов (участников процесса, осуществляющих определенную деятельность заданным способом) и особенностей их взаимодействия с целью изучения и дальнейшего совершенствования. Стоит подчеркнуть, что необходимость в развитии института кураторства в вузах обусловлена как общей направленностью госполитики, так и осознанием значимости кураторской деятельности, развитие которой требует большей проработанности на уровне нормативно-правового обоснования, изучения и продвижения наиболее эффективных методик, расширения содержательной базы и инструментария.


Гуманизация образования, главной целью которой является развитие личности студента, предполагающая большее внимание к его индивидуальным характеристикам, и, соответственно, разработку для каждого индивидуального сценария развития в соответствии с его запросом, вызвала к жизни необходимость перемен во взаимоотношениях между обучающим и обучаемым: сегодня педагог обязан выполнять новые для него функции наставника (тьютора, куратора, организатора и т.п.). [11, с. 42]


Личные качества современного куратора

В то же время каждый куратор должен обладать рядом профессиональных компетенций, без которых невозможна реализация функции воспитательного воздействия на студентов. Есть несколько видов таких компетенций, которые активно используются в педагогической деятельности. Это в первую очередь функциональная компетентность, или педагогические способности человека, дополненные знаниями в области психологии, педагогики, способностью к саморефлексии и основанному на ней саморазвитию. Как правило, куратор, обладающий педагогическими способностями, добивается наилучшего результата.

 

Кроме этого, куратор должен демонстрировать яркие лидерские качества, так как в его задачи входит формирование коллектива в рамках доверенного ему структурного подразделения вуза, что способствует и личной, и социальной адаптации. Он должен проявлять и другие личностные качества, такие, как доброжелательность, высокая адаптивность, уверенность, информированность и т.д., являющиеся необходимыми для успешного введения студентов в образовательную среду вуза.


Практический опыт автора
Автором настоящей статьи, был проведен опрос, среди студентов, о роли куратора в сопровождении студентов ВУЗа, помощи студентам, формировании психологически безопасной образовательной среды, которая способствует развитию профессионально-ориентированной, грамотной, обладающей необходимыми профессиональными компетенциями личности.


В проведенном автором настоящей статьи исследовании, принимало участие 50 человек, все они были студентами 2 и 3 курса. Что позволяло уже на собственном опыте оценить роль куратора в их студенческой жизни, обучении и становлении как будущего профессионала.


89% опрошенных студентов положительно оценили роль куратора и его помощи, 9% отметили, что с большой долей вероятности могли бы справиться без помощи куратора. И лишь 2% студентов ответили, что не имели необходимости обращаться к куратору за помощью и не нуждаются в нем.

 

Таблица 1. Оценка роли куратора студенческими коллективами

Оценка роли куратора студентами Количество студентов в процентном соотношении
Положительная оценка роли куратора 89%
Могли бы справиться без помощи куратора 9%
Не нуждаются в помощи куратора и никогда не обращались к куратору за помощью 2%

 

 

 

Диаграмма 1. Оценка роли куратора студентами

 

Таким образом, исходя из проведенного автором настоящей статьи опроса, мы можем сделать вывод о том, что институт кураторства является необходимой часть образовательного процесса современного ВУЗа.


Куратор помогает студентам адаптироваться в процессе обучения в ВУЗе сразу после школьной скамьи, помогает разобраться в учебной программе, правилах сдачи сессии, помогает решать проблемы во взаимоотношениях учащихся, следит за успеваемостью студентов и решает множество других организационных задач, направленных на развитие студенческого коллектива в рамках их профессионального становления, в соответствии с выбранной ими образовательной программой.


Перспективы развития института кураторства в современной России

  1. Институт кураторства показал свою эффективность на примере практического опроса студентов ВУЗа. Большее количество студентов высказались за то, чтобы куратор и далее осуществлял необходимую им помощь и поддержку в процессе обучения в ВУЗе.
  2. Дальнейшее развитие института кураторства в России может быть связано с внедрением систем искусственного интеллекта, а так же академического (или социального) рейтинга студентов.
  3. В дальнейшем куратор сможет использовать системы искусственного интеллекта, а так же нейросети, которые смогут оказывать ему необходимую помощь и поддержку в процессе решения стоящих перед куратором задач.
  4. Вся существующая система образования движется в направлении цифровизации. Цифровизация непременно затронет все сферы образовательного процесса, а так же определенным образом скажется на работе преподавателей и кураторов университетов.
  5. В настоящее время КНР является страной лидером по внедрению систем ИИ, нейросетей, а так же систем академического и социального рейтингирования студентов и граждан страны. Учитывая, что РФ в настоящее время активно сотрудничает с КНР в области социально-экономического развития, а так же гармонизирует образовательные системы, данные инновации в скором времени могут проникнуть и в отечественную образовательную систему.

 

Выводы

Необходимо отметить, что в ходе написания статьи, автором были решены поставленные им исследовательские задачи, а именно:

1. изучены понятия «куратор», «тютор» и «наставник» применяющиеся в педагогической науке;

2. изучено развитие института кураторства в годы СССР;

3. исследованы основы возрождения института кураторства в новой России;

4. Определены задачи кураторства в современной системе образования;

5. Исследованы личные качества современного куратора.

6. Проведено практическое исследование роли куратора в современном ВУЗе. В процессе исследования установлено, что 89% опрошенных студентов положительно оценили роль куратора и его помощи, 9% отметили, что с большой долей вероятности могли бы справиться без помощи куратора. И лишь 2% студентов ответили, что не имели необходимости обращаться к куратору за помощью и не нуждаются в нем.

 

Очевидно, что процесс становления института кураторства, обозначенный как седьмой этап его развития, далек от завершения, о чем свидетельствуют и актуальные публикации соответствующей тематики, и профессиональный опыт автора данной статьи, и опросы, проведенные в вузах. На данном этапе удалось выявить общие для большинства вузовских кураторов проблемы, требующие внимания как со стороны государства, так и со стороны руководства самих учебных заведений: [2, с. 12]

- формальный подход к вопросу формирования корпуса кураторов, отсутствие критериев подбора кадров, включающих требования к наличию опыта, существенных компетенций, личностных качеств и т.п.;

- отсутствие у самих кураторов потребности в самосовершенствовании в данной деятельности, получении необходимых для ее успешного выполнения знаний и навыков;

- поверхностное отношение кураторов академических групп к возложенным на них обязанностям, отсутствие целеполагания и стремления к реальным результатам;

- несоответствие уровня педагогических компетенций и личной оснащенности кураторов ожиданиям их подопечных;

- слабая поддержка института кураторов в плане доступности методической литературы, отсутствие наставничества со стороны профессорско-педагогического состава и т.п.;

- недостаточная заинтересованность в деятельности кураторов, выражающаяся в отсутствии в практике вуза механизмов подведения итогов (заинтересованного разбора) их работы, оценки ее результативности, организации системы обучения и повышения квалификации, поощрения наиболее успешных специалистов и распространения их опыта и т.п.);

- вменение кураторам в обязанность несвойственных им функций;

- узость спектра форм и направлений работы кураторов, отсутствие возможности использования инновационных методов с одной стороны и постановка нереализуемых задач – с другой;

 

Анализ практической деятельности института кураторов дает простор для размышлений о перспективах его развития и модернизации с учетом востребованности в современном вузе.

 

Список литературы

 

1. Аминова, Л. Я. Значение кураторства в воспитательном и образовательном процессе вуза / Л. Я. Аминова, Ф. М. Гафарова, З. З. Ильясова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2023. – № 5. – С. 66-69.

2. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. - № 3. – С. 4-18.

3. Бура, Л. В. Кураторство и тьюторство как способ сопровождения адаптации студентов в вузе / Л. В. Бура // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 314-317.

4. Звягина, Л. Н. Цифровое кураторство как перспективное направление для студентов технического вуза / Л. Н. Звягина, О. И. Марар // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. – 2020. – Т. 2, № 1(39). – С. 95-98.

5. Ильясова, З. З. Роль кураторства для обучающихся вуза / З. З. Ильясова // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2023. – № 2. – С. 55-60.

6. Ковалева, Н. В. Кураторство как продуктивная форма взаимодействия в образовательном процессе вуза / Н. В. Ковалева // Образование Луганщины: теория и практика. – 2022. – № 4(29). – С. 29-33.

7. Коношина, С. Н. Институт кураторства как важнейший элемент обучения и воспитания молодежи / С. Н. Коношина, М. В. Воронкова, Н. В. Ермакова // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2022. – № 4(97). – С. 261-264.

8. Куликов, С. П. Формирование и развитие института кураторства в высшем учебном заведении / С. П. Куликов // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 11. – С. 119-123.

9. Мартышенко, Н. С. Исследование отношения студентов университета к институту кураторства / Н. С. Мартышенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 3(32). – С. 165-170.

10. Маховицкая, Т. П. Значение студенческого кураторства для успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе / Т. П. Маховицкая // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2021. – № 13. – С. 74-78.

11. Никитина, В. В. О проблеме кураторства в современном вузе / В. В. Никитина, А. Ю. Куцая, С. Н. Салун // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С. 36-45.

12. Шаравина, Э. О. Институт кураторства в современных российских вузах / Э. О. Шаравина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2022. – № 14. – С. 150-153.

13. Boguslavsky, M. V. Elaboration of competitive educational products by Russian universities: Problems and prospects / M. V. Boguslavsky, I. D. Lelchitsky, E. V. Neborsky // Espacios. – 2018. – Vol. 39, No. 2. – P. 17.

14. Sheregi, F. Prospects of interaction between universities and manufacturing companies to stimulate the development of innovative production / F. Sheregi, V. Savinkov, P. Baklanov // Espacios. – 2018. – Vol. 39, No. 36. – P. 18-24.

15. Strategic management of small innovative enterprises at russian universities: History, experience, current state, and prospects / A. N. Gostev, T. I. Turko, O. V. Petrova [et al.] // Espacios. – 2019. – Vol. 40, No. 16. – P. 24.

16. The development of scientific activity in Russian universities / M. Vasiljeva, V. Ponkratov, T. Volkova [et al.] // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2020. – Vol. 6, No. 4. – P. 1-18.

17. The development of talent management system in federal universities of Russia: First results and prospects / E. Lysenko, T. Kungurtseva, Y. Pikulina, M. M. Jagtap // International Journal of Advanced Science and Technology. – 2020. – Vol. 29, No. S8. – P. 2089-2098.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос