Меню

Научная статья РИНЦ на тему - Возможности организации внеурочной деятельности при смешанном школьном обучении математике

 

Аннотация: Целью данной статьи стало выявление эффективных направлений внеурочной предметной деятельности на примере математики при смешанном обучении. Предлагаем рассмотреть, опираясь на теорию и имеющийся опыт смешанного обучения, результативность реализации многообразных форм внеурочной деятельности учащихся по математике при смешанном обучении.

Итоги проведенного изучения данной проблемы сводятся к следующему: изучены принципы осуществления внеурочной деятельности по математике в контексте смешанного обучения и соответствующая методическая модель; выявлены перспективные межпредметные связи и отношения различных областей внеурочной деятельности и ее форм при обучении математике; предложены разработки и иллюстрации конкретных форм организации внеурочной деятельности по математике при смешанном образовательном подходе.
Итоги исследования будут методически полезны преподавателям математики в планировании и осуществлении внеурочной деятельности, что обогатит образовательную деятельность инновационным содержанием и обеспечит интерактивное управление ею.

 

Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, обучение математике, формы внеклассной работы, виртуальные программные среды, исследовательская деятельность, самостоятельность, умения и навыки творческой работы.

 

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, регламентирующим учебный процесс в школе (ФГОС), внеурочная деятельность школьников (ВДШ) представлена в качестве органической составляющей процесса образования. Тот вид деятельности в школе, которую сейчас называют внеурочной, всегда предполагалась в программах школьного образования, хотя на разных этапах существования отечественной школьной системы она носила разные названия: внеклассная, внеучебная, внеурочная или внеаудиторная работа. Ее функции также несколько различались. Однако особенностями этой деятельности всегда признавались дополнительный к основной работе в классе характер, свободные формы проведения, направленность на решение задач всестороннего развития личности, активизацию познавательных интересов и творческого потенциала обучающихся.

 

Сейчас ведущим термином в методике, обозначающим этот вид деятельности, стал термин «внеурочная деятельность», а ее функции заключаются не столько в содействии освоению основной программы по предмету, сколько в развитии интереса к нему, выработке навыков самостоятельной и коллективной работы, раскрытии творческих задатков и поддержки достижений личности, а по большому счету - в решении задач интеллектуального развития и нравственного воспитания школьников.


Происходящая особенно активно в минувшее десятилетие интеграция обучения и новых цифровых технологий, а также использование методологии смешанного обучения, не могли остаться в стороне от внеурочной деятельности. Позитивная специфика смешанного обучения способствует органическому сочетанию всего лучшего, что выработано в традиционном образовании, с обновленным содержанием и новейшими технологиями, которые принесло с собой электронное обучение. Так, например, широко используются в школьной системе преподавания математики математические кружки, средства классной и школьной математической печати, факультативы, клубы, научные общества и объединения, соревнования, олимпиады, конкурсы, викторины, математические дискуссии и математические бои, недели математики, а также математические встречи, вечера, игры и другие досуговые мероприятия – то есть, классические формы осуществления внеурочной программы по предмету. Исключительно быстрое совершенствование передовых технологий в образовании ставит перед необходимостью по-новому оценить роль и функции внеклассной работы учащихся. Поэтому при ее планировании и реализации надлежит внедрять методические инновации, обусловленные концепцией смешанного обучения, предоставляющего как естественную коммуникацию между участниками образовательного процесса, так и возможности дистанционного общения в цифровой среде.


С каждой из традиционных форм внеурочной работы вполне сочетаются и отдельные продукты, созданные на основе сайтов, и целые сетевые курсы, к которым можно подключиться на любой стадии обучения, а также ресурсы для коллективной разработки творческих, экспериментальных и проектных объектов.


Исходя из всего выше сказанного, можно охарактеризовать проблему нашего исследования как стремление ответить на вопрос: каким образом следует организовать внеурочную математическую деятельность в системе смешанного обучения, чтобы обеспечить выполнение ее задач в соответствии с федеральными государственными стандартами общего школьного образования?

 

Методы исследования

Обзор научно-методической литературы, касающейся этого предмета обсуждения, помог определить наиболее значительные положения и взгляды, отражающие сущность внеурочной деятельности по предмету. Представление о внеурочной работе как деятельности, осуществляемой в методических формах, отличных от классно-урочной, и нацеленной на достижение собственных планируемых результатов, получила свое выражение в «Методических рекомендациях по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности» [11].
Внеурочная работа объединяет в себе все виды деятельности: познавательную, духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную, игровую, досугово-развлекательную, художественное и социальное творчество, а также коммуникативную [3]. Поэтому она позволяет проявить и развить любую активность личности и коллектива. Относительно внеурочной деятельности в определенной предметной области, следует подчеркнуть, что выбор вида деятельности зависит от содержания предмета и от его взаимосвязи с другими науками. Внеурочная математическая деятельность прежде всего ориентирована на познавательную активность, но не замыкается в ней: наблюдается реализация и других видов труда обучающихся, чему служат соответствующие формы и содержание мероприятий [4]. Будучи включенной в школьное образование, внеурочная работа планируется и реализуется в связи с ведущими направлениями личностного становления ребенка, описание чего представлено на рисунке (рис.1).

 

 

Рис. 1. Основные области внеурочной деятельности

 

Поскольку направления и формы внеклассной работы взаимосвязаны, они реализуются, как правило, комплексно. Так, научное общество учащихся играет ведущую роль в организации и проведении конкурсов и олимпиад, потому что у них общая функция - развитие общеинтеллектуального направления. Рассмотрим различные направления внеклассной работы, в соответствии с ее формами и содержанием математического материала, которые представлены в таблице (табл.1)

 

Таблица 1. Предлагаемые взаимосвязи направлений и форм внеурочной работы при обучении математике

Формы внеурочной деятельности

Духовно-

нравственное

направление

Социальное

направление

Общеинтел

лектуальное

направление

Общекультурное направление

Спортивно-

оздоровительное

направление

Математический

кружок

 

 

V

V

 

Научное общество

учащихся

 

 

V

V

V

Математический клуб

 

 

V

V

 

Проекты

V

V

V

V

V

Олимпиада

 

 

V

 

 

Игра

 

 

V

V

 

Квест

 

 

V

 

V

Экскурсия

V

V

V

V

 

Математический вечер

V

 

V

V

 

 

Одна и та же форма внеурочной работы реализует обычно несколько взаимосвязанных направлений деятельности, влияющих на разные сферы развития личности ребенка. К примеру, такая форма, как математический вечер, активизирует познавательные функции и развивает прежде всего общеинтеллектуальное направление. Так, на вечере учащимся надо ответить на нестандартные математические вопросы, решить логические задачи - значит, будет развиваться деятельность в рамках общеинтеллектуального направления. Однако в ходе вечера школьники узнают новую информацию о жизни и деятельности известных российских математиков и их вкладе в решение технических проблем, в развитие других наук – физики, биологии, космонавтики и др. Здесь можно говорить о реализации духовно-нравственного и общекультурного векторов. Цели общекультурного направления достигаются и при рассмотрении роли математической науки в искусстве - архитектуре, изобразительном искусстве, музыке.


Внеурочная работа по математике в парадигме смешанного обучения объединяет в себе естественное речевое общение субъектов образовательных действий с их интерактивным общением с использованием ресурсов цифровой образовательной среды. В статьях ученых, исследующих модели смешанного обучения [6, 7, 9, 15], раскрывается их методическое многообразие. По поводу внеурочной математической деятельности при сотрудничестве субъектов образовательно-воспитательного процесса и взаимодействии с электронными цифровыми продуктами сосредоточимся прежде всего на моделях перевернутого обучения, ротации станций или «смены рабочих зон», а также моделях «Автономная группа» и «Личный выбор», ориентированных на старших школьников, имеющих высокий уровень мотивации. Ниже, (рис. 2), представлена методическая модель внеурочной деятельности по математике.

 

 

Рис. 2. Методическая модель внеурочной деятельности по математике

 

Результаты и обсуждение

Представленная схема состоит из пяти составляющих, объединенных по основаниям внеурочной деятельности, учитывающим концепцию смешанного обучения. Целеполагание и задачи определяют содержание работы; модели подбираются относительно целей, сущности, методов внеурочной работы; с учетом целей, моделей, форм и методов выбираются те или иные средства ИКТ; запланированные формы диктуют выбор определенных активных и интерактивных методов обучения.


Целевой компонент модели представлен целями и результатами внеурочной деятельности в стандарте основного общего образования. Содержательный компонент предусмотрен программой внеурочной работы по математике, планируемой на основе целей, и ее областями, отраженными в ФГОС. Средства ИКТ подбираются в зависимости от особенностей изучаемого математического содержания и модели смешанного обучения. Так, из множества цифровых технологий чаще используются средства видеоконференцсвязи, интерактивные среды, виртуальные математические конструкторы и средства VR-технологий, компьютерные модели, позволяющие проводить исследования и получать новые знания.


Процессуальная часть модели представлена активными и интерактивными методами обучения, формами организации внеурочной работы в зависимости от модели смешанного обучения. Мозговой штурм, дискуссии, метод проблемного обучения «Идеал», кейс-технология, методы проектов и творческие задания, моделирование, интерактивные экскурсии и др. – вот неполный и постоянно расширяющийся перечень активных и интерактивных методов и приемов, востребованных во внеурочном обучении.


Форма работы органично связана с реализуемыми моделями смешанного обучения. В частности, модель перевернутого обучения коррелирует с такими формами внеклассной работы, как математический кружок, факультатив, научное объединение учащихся, проекты, игры; модель ротации станций, или смены зон, рекомендуем для математического факультатива, научного объединения, проектов, игр, математических вечеров, квестов; модель «Автономная группа» - применима в математических кружках, научном обществе учащихся, в работе над проектами, в организации игр и экскурсий; модель индивидуальной ротации предпочтительнее в рамках математического научного общества, а модель «Личный выбор» - в самом широком спектре форм: математический кружок, научное общество, проекты, игры, олимпиада, квест, экскурсия.


Подчеркнем, что все части методической модели внеурочной деятельности должны соответствовать принципам данной деятельности и учитывать основные требования концепции смешанного обучения. В целом ряде работ авторами были определены основные принципы внеурочной деятельности [12, 14]. Применяя эти положения к нашей предметной области, выделим следующие принципы внеурочной работы в парадигме смешанного обучения: принцип свободы выбора и самоопределения, принцип интерактивной коммуникации и массовости, принцип открытости и доступности, принцип функциональности.


Правило свободы выбора и самоопределения – это вовлечение обучающегося во внеурочную математическую деятельность на основе собственного желания и добровольности: обучающийся сам выбирает формы работы в модели смешанного обучения. Так, он может выбрать работу над собственным индивидуальным проектом по математике на основе цифровых образовательных ресурсов в контексте модели «Личный выбор» или работу над групповым проектом по модели «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».


Правило интерактивной коммуникации и массовости позволяет осуществить активное вовлечение во внеурочные мероприятия по математике как обучающихся внутри одной школы, так и находящихся в различных школах, районах, областях и регионах посредством интерактивной коммуникации (видеоконференцсвязь, веб-форумы, чаты, виртуальная доска, сетевые проекты и др.). Так, к примеру, рекомендуем подготовку школьных научных конференций, соревнований, дебатов, предметных вечеров, а также дней или недель математики, командных интеллектуальных игр и др.


Принцип открытости и доступности означает информированность всех субъектов обучения о перспективах внеурочной деятельности по предмету, возможность участвовать в ней школьникам разного возраста и с неодинаковыми способностями. Учитель при этом осуществляет перспективное планирование внеурочной деятельности, учитывая индивидуально-возрастные особенности (возможности, интересы, личный опыт) каждого из учащихся в овладении математическими знаниями, подбирая оптимальную модель комбинированного обучения в разных группах. Так, в рамках модели ротации станций можно провести квест для учащихся разных возрастов по истории математики, такой квест могут подготовить те, кто посещает математический кружок.


Принцип функциональности призван осуществить вовлеченность обучающей работы школы в социальную жизнь – в ее прикладную, научную, морально-нравственную, культурную и другие области, что реализует межпредметные связи математики. К примеру, виртуальная экскурсия в мастерскую художника при дидактической модели «Автономная группа» поможет наглядно представить связь математики с живописью, способствуя становления духовно-нравственной сферы обучающихся.


Заслуживают особого рассмотрения конкретные иллюстрации внеурочной деятельности по математике в контексте смешанного обучения.

 

Классической формой внеклассной работы учителя математики является математический кружок. В его состав могут входить не только школьники, имеющие высокие математические способности и отличные отметки, главное -это учащиеся, которые проявляют интерес к этому предмету, науке, увлекающиеся математическими фактами и закономерностями, готовые самосовершенствоваться, углублять свои знания.

 

Методический опыт применения смешанного обучения позволяет рекомендовать на занятиях математического кружка большое разнообразие онлайн-сервисов по созданию интерактивных элементов, ментальных карт, онлайн-досок и др. [5]. Так, на заседаниях кружка «Мир многоугольников» учащиеся могут освоить программные среды динамической геометрии GSP, виртуальной лаборатории моделирования Живая Математика, Geogebra, динамической системы «Математический конструктор», помогающих выполнить построения многоугольников по отдельным элементам. Такое занятие рекомендуем построить по принципу ротации станций или смены рабочих зон. Это наглядно и практически представит стадии математических решений на построение с последовательной сменой нескольких зон: групповой работы, работы с учителем, работы в режиме онлайн, проектной работы. Отразим возможное распределение действий в решении задачи на построение многоугольников в ходе осуществления модели ротации станций. Последовательная смена зон отражена на рис.3.

 

 

Рис. 3. Соответствие этапов решения задачи на построение многоугольников и ротации станций

 

Многообразные схемы и виртуальные системы позволят учащимся с увлечением включиться в познавательный процесс, отличный от обычного урока за счет игровых моментов и визуализации рассматриваемого содержания. Наглядность результатов проектной работы и защиту достижений предлагаем представить в виде выпуска математической онлайн-газеты в любом из сервисов с групповым доступом.


Вообще выпуск специальной газеты мы считаем необходимой составной частью работы математического кружка, популяризирующей как сам кружок, так и математическую науку. Работая над газетой, обучающиеся могут систематизировать накопленные знания, поделиться ими с другими участниками образовательного процесса. Выпуск математической газеты укрепит коллективные связи, поможет в формировании коммуникативных и регулятивных учебных навыков, потому что к качественному продукту может привести только гармоничная работа всего коллектива. Модели смешанного обучения позволяют создавать учебный продукт с применением специализированных виртуальных программ и сервисов. В дальнейшем материалы газеты можно распечатать или разместить на странице кружка в социальной сети, на персональной странице (блоге) учителя математики, а в будущем размещать на информационных стендах школы. Для доступа к электронной версии математической газеты необходимо предусмотреть QR-коды.


Значение такой формы внеурочной работы, как научное общество, трудно переоценить, особенно в плане формирования исследовательских умений и получения образовательных эффектов, заложенных в стандарте. Важнейшее требование, которому должна удовлетворять работа математического общества, - это ее систематический характер и наглядность, экспликативность. Деятельность общества должна включать в себя ряд мероприятий, таких, как научно-практические конференции, когда в процессе обсуждения происходит оформление предварительных итогов исследований, и предметные вечера, где обучающиеся представляют результаты в доступном игровом, увлекательной виде. Как пример приведем вечер на тему «Математические факты и магия чисел в истории родного края», организованный научно-исследовательским обществом учащихся.

 

Заранее для проведения вечера членам научного общества предлагается подготовить мини-доклады следующей тематики:

- как менялись площадь и численность населения родного края в истории и до наших дней;

- праздничные и знаменательные даты в календаре края;

- чем выделяется наш край и каких ресурсов – водных, лесных, полезных ископаемых и т.д. - больше в родном крае;

- разнообразие геометрических пространственных тел в архитектурных стилях родного края;

- симметрия и золотое сечение в архитектуре родного края;

- магия чисел в истории и основных характеристиках родного края.


Вечер проведен на основе модели комбинированного обучения «Перевернутый класс». Докладчики изучают и накапливают по предложенным литературным и онлайн-источникам сведения о географии, истории, архитектуре, культуре родного края. С использованием этой информации ими должны быть подготовлены доклады с презентацией, которые они представляют на вечере. Доклады обязательно содержат интерактивный компонент, некоторое математическое задание, которое остальные участники мероприятия должны выполнить. Так, с докладом на тему «Знаменательные даты в календаре края» участникам может быть предложена задача определения дня недели, когда произошло событие. Онлайн-викторина по материалам рассмотренных докладов может служить завершением математического вечера. Для проведения используется любой онлайн-сервис.


Деятельность школьных научных обществ учащихся и описанные мероприятия позитивно сказываются на развитии универсальных учебных действий и практических умений и навыков: поиск и отбор информации, анализ и систематизация фактов, наблюдение и интерпретация, культура презентации результатов исследования. Эти качества будут востребованы в дальнейшем при реализации сложных проектных работ. Избранная модель смешанного обучения во внеурочной деятельности способствует социализации, развивает любознательность, самостоятельность мышления и творческую инициативность обучающихся, а выбранная тематика мероприятия ориентирована на развитие нравственной и культурной областей.

 

Выводы
Итак, школьная внеурочная деятельность в системе смешанного обучения позволяет решить следующие важные задачи:

- адаптировать к самостоятельной математической деятельности, пробудить интерес вместо отмечаемой у некоторых из них низкой мотивации;

- раскрыть возможности и способности учащихся к математической деятельности, интересы к научным проблемам математики с дальнейшим изучением соответствующих тем;

- обеспечить основу для самостоятельного становления ученика в выбранной сфере, совершенствовать его математической способности и опыт в творческой математической деятельности на основе задействования цифровых ресурсов;

- воспроизвести условия, способствующие реализации сформированных математических знаний, умений и навыков;

- совершенствовать навыки социализации - неформального взаимодействия, коммуникации, коллективных действий в интересных областях как в реальной, так и в виртуальной образовательной среде.


Итоги исследования помогают нешаблонно организовывать внеурочную деятельность обучающихся по математике благодаря использованию цифрового контента. Апробация полученных данных была осуществлена в сотрудничестве со студентами педагогического направления подготовки при изучении дисциплин по информационным технологиям и их применении во внеурочной деятельности по математике, а также во время практики в школе, когда были разработаны примеры работы математических кружков по разным темам, занятия которых проведены с использованием моделей смешанного обучения. Проведенный совместно анализ полученных достижений позволяет подтвердить эффективность решения поставленной задачи организации внеурочной деятельности по математике в системе смешанного обучения.

 

НАШИ КОНТАКТЫ

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос