Аннотация: Исходя из всего вышесказанного, исследование феномена счастья представляет собой непростую задачу, так как на данный момент научных разработок в этой области недостаточно. Отличительной чертой проблемы счастья является его абсолютная сущность, если рассматривать его в качестве субъективного переживания, или объективного блага. Оно представляет собой определенное состояние, имеющее предел. Его нельзя представить в виде какой-либо половинной величины. Как совокупность определенных количественных показателей возможно зафиксировать только то, насколько стабильно и длительно оно проявляет себя в человеческой жизни. Однако, в ходе проведения экспериментальных исследований становится возможным определить совокупность факторов, которые детерминируют счастье. В основном, их разделяют на два типа: носящие субъективный или объективный характер.
Ключевые слова: развитие психологии, счастье в психологии, факторы счастья, детерминанты счастья.
Введение
В числе факторов, имеющих объективный характер можно выделить: профессиональную деятельность, гендерную принадлежность, уровень дохода, здоровье, полученное образование, возраст, наличие семьи и детей и т.д. Традиционно к одной из основных детерминант счастья причисляют брак, а также степень удовлетворения индивида данной сферой жизни . Множество исследований в области социологии и психологии говорят о том, что люди, которые состоят в брачном союзе, чувствуют себя счастливей холостых. Это подтверждает отечественное исследование, которое проводила Киселева. Его результаты показали, что российские граждане в качестве источника счастья, в первую очередь называют семью.
Результаты и обсуждение
В качестве еще одной детерменанты счастья выступает наличие у человека детей. Однако исследования в данной области имеют достаточно противоречивые результаты. К примеру, исследования, которые проводила П.М. Козырева выявили, что бездетные респонденты чувствовали себя счастливее тех, кто являлся родителями . В то время как О.С. Виндекер и М.Е. Пермякова, выбрав для исследования 1520 взрослых жителей России, определили, что количество детей влияет на степень счастья. Чем их больше, тем счастливее себя ощущали участники опроса.
Гендерные особенности также представляют собой объективный фактор, детерменирующий счастье. Основная масса проведенных исследований не зафиксировала существенных различий в степени счастья у представителей женского и мужского пола (А.Ю. Маленова, О.С. Виндекер, М.Е. Пермякова, Э. Динер, Дж. Майер). Тем не менее их понимание того, что является счастьем было достаточно разным.
Отличительные черты личности, а также специфика психологического склада индивида представляют собой субъективные факторы. Перечислим основные из них.
В качестве одного из факторов выступает положительное эмоциональное настроение. С точки зрения физиологии оно обуславливается нейротрансмиттерами (к ним относятся серотонин, дофамин и др.). Также важное значение для определения степени удовлетворенности своим жизненным укладом, приобретает преобладающее эмоциональное состояние. Оно является фактором, отражающим субъективное благополучнее личности. Оптимистичный взгляд на мир также оказывает влияние на ощущение счастья. Д. Вэйлант определяет оптимистический настрой личности в качестве зрелого защитного метода, который имеет значительное влияние на состояние счастья.
Эмоциональный интеллект также является важным субъективным фактором, детерменирующим счастье. Согласно определению, которое дают П.Сэловей и Дж. Майер, он представляет собой способность осознания чужих и собственных эмоций и чувств, а также их идентификации и разделения для того, чтобы успешно использовать их во всех сферах деятельности.
Еще один исследователь Д. Гоулман определил, что на успешность человека в жизни в гораздо большей степени оказывает влияние его уровень эмоционального развития, чем интеллектуальный коэффициент.
Д.В. Люсин считает, что люди, которые наделены высокой степенью развития социального интеллекта умеют получать позитивные эмоции из социальной среды, а также могут менять ее в положительную сторону.
М. Селигман говорит о том, что значимым фактором, определяющим степень счастья, выступает удовлетворенность человека своим прошлым. Сюда можно отнести спокойствие, состояние удовлетворенности от выполненной работы, гордость за собственные достижения и т.д.
М. Аргайл придерживается точки зрения о том, что способность ощущать счастье заложена в человеке с рождения. В частности, она может быть обусловлена уникальной личностной структурой, совокупностью внутренних качеств. К примеру, существует связь между экстраверсией и счастьем. Для людей, которые относятся к экстравертам присущи такие черты как гибкость, адаптивность к социуму, коммуникабельность, активность, проявление инициативы и т.д.
Нейротизм представляет еще один субъективный фактор детерменирующий счастье. Невротичным личностям гораздо сложнее относится к жизни позитивно, ввиду их неуравновешенности, нестабильности нервной системы, переменчивости настроения, а также присущей тревожности. Нейротизм оказывает влияние не только на эмоциональную сферу жизни, но и на познавательные процессы, влияющие на восприятие жизненных обстоятельств, их осмысление и интерпретацию.
Одним из важнейших факторов является самооценка человека. По мнению Р. Кэмпбелла никакой другой фактор не влияет на степень удовлетворения собственной жизнью так же значительно, как удовлетворенность человека самим собой. Личность, которая находится в состоянии депрессии, чаще всего дает негативную оценку собственным достижениям, зачастую уменьшая их значимость.
Стабильно высокий уровень самооценки представляет собой показатель, отражающий степень удовлетворенности индивида жизнью и самим собой, уровень его психологического благополучия. В случае наступления неудачного периода в жизни, индивид с хорошо развитой самооценкой будет более стабилен, чем тот, который недостаточно уважает и ценит себя. Помимо этого, самоуважение и адекватная самооценка представляют собой важный источник для творчества человека.
В качестве еще одного субъективного фактора, детерменирующего счастье выступает способность к внутреннему контролю. По мнению Э. Дайнера существует тип людей, который имеет способность к самоконтролю, что хорошо помогает им управлять своей жизнью и чувствовать себя счастливей.
Присутствие жизненной цели является еще одним фактором, определяющим счастье. Бесцельно живущая личность, чувствует опустошение, в то время как человек, имеющий планы на будущее, а также четко поставленные цели ощущает себя счастливым.
Выводы
Следовательно, можно утверждать, что психотип личности, а также ее отличительные черты значительно влияют на степень ощущения счастья. При этом значимость приобретают: уровень ощущения ответственности личности по отношению к близким, субъективное восприятие действительности, самооценка, умение планировать и контролировать свою жизнь, ставить цели, адаптивность и гармоничность психических процессов, способность регулировать собственное поведение в соответствии с моральными и этическими нормами, уважение к себе и к окружающим людям.
Список литературы
1. Анашкин, Н. Феномен счастья в психологии и христианстве / Н. Анашкин // Polish Journal of Science. – 2021. – № 41(41). – С. 57-62.
2. Леонтьев, Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля / Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 14–37.
3. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Спб.: Питер, 2003. – 270 с.
4. Киселева, Л.С. Восприятие счастья Россиянами / Л.С. Киселева, В. Стриелковски // Социологические исследования. – № 1. – 2016. – С. 86-91.
Козырева, П.М. Счастье и его детерминанты (статья 1) / П.М. Козырева, А.Э. Низамов, А.И. Смирнов // Социологические исследования. – № 12. – 2015. – С. 120-132.
5. Пермякова, М. Е. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей юношеского возраста / М.Е. Пермякова, М.А. Муртазина // Известия Уральского федерального университета. Серия I. Проблемы образования, науки и культуры, 2016. – № 1 (147). – С. 85–91.
6. Левит, Л. З. Позитивные иллюзии: последний рубеж психологии счастья / Л. З. Левит // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2021. – № 2(42). – С. 17-22.
7. Лунева, О.В. История исследования социального интеллекта / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. 2008. – № 4. – C. 4.
8. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки, Э., Перевод А. Лисицына. – М.: Альпина Паблишер, 2020, – 304 с.
9. Кэмпбэлл, Р. Воспитание в общении. - М.: Мирт, 2002. – 216 с.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |