Меню

Научная статья ВАК на тему -  Особенности развития творческих способностей студентов хгф посредством дизайн-образования

 

Аннотация: Лучшие условия для развития творческих задатков и склонности студентов к креативности предоставляет дизайнерская деятельность. Благодаря дизайн-образованию формируются и синтезируются общетехнические, историко-культурные знания, гуманитарная составляющая творческого образования, что создает условия для постижения принципов художественности, полезности, разумности и изящной цельности вещественного, художественного и концептуального окружения. Дизайн-образование предполагает обучение специфической деятельности, в которую входит определение целей, постижение художественных возможностей, функциональное исследование, изыскание креативных предметных форм и реализация намеченного в дизайнерской деятельности. Для такой работы обучающимся необходима художественно-графическая база, знания и умения в области графики, включая рисунок, эскиз, набросок, чертеж и т.д. Цель исследования – изучить возможности использования дизайн-образования в творческом развитии студентов художественно-графических факультетов (ХГФ). Объект исследования – учебный процесс в творческом учебном заведении, предмет исследования - развитие творческих задатков на основе дизайн-образования. Методы исследования: описательный, сравнительный в области дидактики, аналитический обзор научной литературы по педагогике, психологии творчества, а также технической и методической; анализ и синтезирование опыта преподавания, ориентированного на совершенствование креативного мышления и склонности к дизайнерской деятельности. Научная новизна состоит в том, что определены характер и организация творческих способностей, основы предрасположенности студентов к дизайну, исследованы условия для развития таких способностей, методическое содержание учебной деятельности, направленной на развитие креативного мышления.


Ключевые слова: художественное проектирование, графическая деятельность, условия творческой деятельности, художественно-проектное мышление, интуиция, мотивационная доминанта.

 

FEATURES OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES OF KhGF STUDENTS THROUGH DESIGN EDUCATION

 

Abstract: The best conditions for the development of creative inclinations and students' inclination towards creativity are provided by design activities. Thanks to design education, general technical, historical and cultural knowledge, the humanitarian component of creative education are formed and synthesized, which creates conditions for comprehending the principles of artistry, usefulness, rationality and elegant integrity of the material, artistic and conceptual environment. Design education involves learning specific activities, which include defining goals, comprehending artistic possibilities, functional research, finding creative subject forms and implementing what is planned in design activities. For such work, students need an artistic and graphic base, knowledge and skills in the field of graphics, including drawing, sketch, outline, drawing, etc. The purpose of the study is to study the possibilities of using design education in the creative development of students of art and graphic faculties (HFF). The object of the study is the educational process in a creative educational institution, the subject of the study is the development of creative inclinations based on design education. Research methods: descriptive, comparative in the field of didactics, analytical review of scientific literature on pedagogy, psychology of creativity, as well as technical and methodological; analysis and synthesis of teaching experience focused on improving creative thinking and aptitude for design activities. The scientific novelty lies in the fact that the nature and organization of creative abilities, the basis of students' predisposition to design have been determined, the conditions for the development of such abilities, and the methodological content of educational activities aimed at developing creative thinking have been studied.

 

Keywords: artistic design, graphic activity, conditions of creative activity, artistic design thinking, intuition, motivational dominant.

 

О развитии креативного мышления и творческих способностей студентов художественно-графических факультетов (ХГФ), их склонностей в области дизайнерской деятельности важно говорить в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и содержанию обучения будущих учителей изобразительного искусства, степени их готовности к преподаванию творческих дисциплин в школе. [11, с. 218]


В условиях современной школы приобретает особую значимость формирование и развитие таких обучающих технологий, которые будут способствовать совершенствованию творческих задатков в связи с использованием аппаратных и программных средств компьютерной графики.


Для того чтобы цифровое обучение давало обучающимся контроль над временем, местом, направлением обучения и их дальнейшей профессиональной деятельности, следует, на наш взгляд, искать пути гармоничного соединения современных технологий с индивидуализированным личностно ориентированным профессиональным воспитанием и обучением. В применении к творческим специальностям это требует особого подхода, нетривиальных методических принципов и дидактических приемов.


Так, обучение технической и компьютерной графике может приобрести индивидуально-творческий характер, если будут соблюдаться такие условия: [6, с. 122]

1) принятие в качестве ведущего принципа учет индивидуальной личностной направленности развития творческого потенциала каждого студента в той или иной сфере дизайна, в зависимости от его интересов и склонностей;

2) соблюдение принципа свободного выбора области и вида дизайна, а также предметно-методического состава, обучающих способов и средств, что призвано обеспечить свободу художественной индивидуальности, стилевую цельность и неповторимость творческого становления личности;

3) обеспечение творчески перспективной потребности у обучающихся самостоятельно ставить и намечать способы решения художественных целей и задач;

4) создание обстановки сотрудничества и личностного роста наставника и студентов в образовательном процессе творческого и проектного труда;

5) осознание целей и задач на каждой из ступеней творческого развития и возможности динамичного и корректируемого регулирования деятельности при приоритете индивидуального направления обучения и творческого становления;

6) поддержание инициативы самих студентов в образовательном процессе, с учетом возможностей самостоятельности в управлении, контроле, творческом наполнении и эффективности обучения.

 

Главенствующей дидактической тенденцией предлагаем сделать синтетический подход, который проявляется на разных уровнях – как соединение в обучении дизайну различных видов деятельности, как межпредметные связи преподаваемых курсов, как единство в учебном процессе дидактических технологий. Эффективной в таких условиях становится программа обучения технической и компьютерной графике на основе динамичного личностного ориентирования на становление творчества студентов. [1, с. 57]


Программа представляет собой систему, соединяющую в себе управление и организацию учебного процесса, воспитание и личностно корректируемые процессы усиления творческих задатков. Она состоит из разработанных целевых установок, предполагаемых и планируемых результатов, дидактических и методических принципов, методики и форм обучения, средств мониторинга с применением инновационных педагогических технологий и программного обеспечения.


При обобщенном характере программы, она предусматривает имманентную мобильность компонентов, возможности их замены и динамики, учитывающей творческую индивидуальность каждого обучающегося и их предрасположенность к дизайнерской практике.


Обучение технической и компьютерной графике предполагается проводить в интегративном ключе, что может быть достигнуто при соблюдении требований: [4, с. 38]

1) применение синтезированного учебного курса технической и компьютерной графики, что обеспечивает единство содержание и возможности тесного практического взаимодействия основных модулей курса;

2) цифровизация образовательного процесса в области графики, что позволит усилить возможности как учебного информирования, так и индивидуализации обучения, развить мотивации в дизайн-обучении;

3) синтетический характер курса создаст у студентов комплексное представление и единство основных понятий в области технической и компьютерной графики;

4) обеспечение интеграции теории, практики обучения и дальнейшей профессиональной деятельности с использованием технической и компьютерной графики;

5) создание возможности усовершенствованного и действенного сочетания изобразительных перспектив технической и компьютерной графики в процессе проектирования;

6) осмысление прикладных возможностей и гуманитаризации взаимосвязей технической и компьютерной графики в дизайнерской деятельности разных направлений.

 

Активизация творческого начала в учебной деятельности студентов творческих специальностей достигается в практике обучения при сочетании дифференцированных и совместных форм работы. Обратим внимание на то, что такое сочетание возможно не только в практической работе студентов, но и при освоении нового материала. Вообще широкое внедрение коллективных дидактических принципов, применимых вплоть до совместного и взаимного контроля, когда итоги творческой деятельности рассматриваются и оцениваются в коллективе, в обучении творческим специальностям может только приветствоваться.


Тем не менее сочетание личностных, индивидуальных и коллективных методов познания определяется характером учебной цели, постановкой задач, степенью специальной подготовки и профессионализма студенческой аудитории, основными мотивами и особенностями психологии студентов, уровнем развития их творческих способностей. И здесь преподавателем должны приниматься продуманные решения по принципу «не навреди». [9, с. 131]


С усложнением характера и содержания графической деятельности, с ростом ее креативности, а также творческих проявлений личности, деятельность индивидуализируется. Поэтому можно советовать предпочесть применение коллективных форм работы на начальной ступени дизайн-образования, когда складывается совокупность знаний и основных умений, когда преобладает познавательная деятельность. На последующих творческих ступенях работы приоритет отдается индивидуальным видам работы.


Индивидуальный дифференцированный и личностно ориентированный принцип играет особую роль не только учитывая формы построения графической деятельности в образовательном процессе ХГФ, но учитывая профессиональную специфику дизайн-проектирования. Сверх того, стоит учитывать роль в творческой деятельности художественной интуиции, подсознательных догадок и намерений. Они могут занимать очень индивидуальное место в личностно обусловленном творчестве, соответствовать разным отрезкам времени и осуществляться с разной скоростью. Даже потребность личности и ее деятельности в этой подсознательной выработке новой информации и переработке уже имеющихся творческих образов и мотивов исключительно разнообразны. [8, с. 114]


Варианты операциональных действий трансформации информации из неосознаваемой формы в сознательную объясняются индивидуальными задатками личности: динамичности, эмоциональности, темперамента, способностей к саморегуляции, характера и скорости внутренних психических процессов, источника стимула к творческой деятельности и т.д.


Следовательно, источник и стимул к творчеству всегда индивидуален и непредсказуем. Вспомним слова В.В. Кандинского, основоположника абстракционизма, о сокровенном моменте начала творчества: «Когда я наконец вошёл в горницу, живопись обступила меня, и я вошёл в неё. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно… Вероятно, именно путем таких впечатлений во мне воплощались мои дальнейшие желания, цели в искусстве. Несколько лет занимало меня искание средств для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся. Иногда мне это удавалось, я видел это по лицам некоторых зрителей. Из бессознательно-нарочитого воздействия живописи на расписанный предмет, который получает таким путем способность к саморастворению, постепенно всё больше вырабатывалась моя способность не замечать предмета в картине. [12, с. 76]


Обдумывание замысла для каждой творческой личности индивидуально по скорости, по содержанию мыслительных процессов, соединению с образной системой и цветовой гаммой. Поэтому личностный подход должен учитывать психологию каждого студента, его творческую манеру, специфику развития этой деятельности; стимулировать мотивацию и эмоциональные составляющие обучения; развивать внутренние источники творческой активности личности; обосновывать осмысление графической деятельности и контроль за развитием уровня способностей каждого обучающегося.


Обобщая, подчеркнем, что подход к обучению дизайну должен быть индивидуально-личностным и гармонически согласованным с потребностями как коллектива обучающихся, так и их индивидуальными запросами, должен включать тенденцию к гуманизации образования, когда особое внимание уделяется каждому студенту, и тенденцию к гуманитаризации, повышению роли гуманитарного знания – истории искусств, психологии творчества и др. Основа в виде личностно-ориентированных форм обучения, становление индивидуального стиля творчества и учебной деятельности студентов приобретает неоценимую значимость для развития способностей к дизайнерской и в целом креативной деятельности как художника и как будущего педагога. [7, с. 69]


Представленная система обучения творческой личности учит студентов независимости в достижении победы над косностью стереотипов, над инерцией мышления, способствует выработке собственных приемов и способов художественного исследования объектов или ситуаций, помогает раскрывать их новые оригинальные атрибуты, оценивать и планировать, направлять эффективные действия - целеполагание, поиск оптимальных способов решения проблем, планирование результатов.


Ведущая, генерализующая функция и самоорганизация продуктивного художественно-проектного мышления в процессе осуществления учебной деятельности, направленной на развитие способностей обучающихся, состоит прежде всего в развитой интуиции, признании мотивационной доминанты, а также в смелости и самостоятельности принятия решений. Обычно неэффективными становятся извне навязанное, бездейственное и экспансивное основания принятия решений. Существуют разные типы, или модели принятия решений – интуитивные, логически обоснованные (на основе логических суждений), рациональные (с оценкой альтернатив), ограниченно-рациональные и т.д. Идеальных моделей решения не существует.


Поэтому, в зависимости от ступеней обучения или художественного, творческого процесса, плодотворна смена разных моделей принятия решений. Методически оправданной можно признать модель ограниченно-рационального типа: решение принимается с фрагментарным контролем альтернативных решений, затем логически обоснованное решение, на завершающем этапе - рекомендательное.


Мыслительные процессы человека не являются однонаправленными и подконтрольными воле субъекта, программируемыми по его желанию. Студенты проявляют индивидуальность и различные способности в творчески содержательных заданиях. У них индивидуально развиты разные типы мышления – рациональное, образное или техническое, проявляются разные интегрированные типы мыслительной деятельности. И это также следует учитывать при обучении дизайну. Исходя из этого, выбор разных моделей решений определяет процессы саморегуляции и творческого стиля в графической деятельности студентов. В этом смысле своевременно и результативно для графической деятельности обеспечение эффективных условий для индивидуального создания планов, стратегий и тактик, аксиологических оснований для характеристики студентами своей деятельности. [2, с. 112]


Свободное и осознанное действие по воссозданию форм, объектов, гармоний в проектной деятельности с ориентиром в виде личностных приоритетов, степени и скорости осмысления, стратегического планирования и прочих операций мыслительной деятельности даст возможность студенту укрепить и развить творческие способности и компенсировать те свойства личности, которые могут тормозить эволюцию творчества, редуцируют стремление к графической и дизайнерской деятельности.


Дизайнерская и графическая деятельность, направленная на развитие творчества, активно воздействует на логические и интуитивные компоненты мышления. Поэтому студенты должны быть практически знакомы с тенденцией гуманитаризации, которая проявляется в знании и создании ситуаций, благоприятствующих интуитивным моделям художественных решений. В ходе образовательной деятельности незнание таких условий и моделей решения художественных задач будет тормозить продуктивную деятельность и организацию своего поведения в творческих моделях принятия решений.


Представляется обоснованным внимание развитию художественной интуиции у студентов творческих специальностей, что может быть достигнуто: [10, с. 23]

1) включением в обучение дизайну принципа альтернативности, т.е. заданий, предусматривающих неединственные решения, или задач с поэтапным решением, заданий с неполными или избыточными данными;

2) следованием принципу наибольшей активизации поиска, когда даже проблема сама по себе не проецируется в начале задания в определенной вербальной форме, а студенты сами занимаются ее поиском и формулировкой;

3) применением принципов ризомы, когда процесс познания стимулирует работу подсознания и выявление подпороговых информационных блоков, определяющих расширение творческой фантазии;

4) абстрагированием на время от условий и требований решаемой задачи;

5) возможностями парадоксальных решений проблемы, когда мыслительный продукт обладает признаками принципиальной новизны;

6) возрастанием значимости личных результатов и личной заинтересованности в долговременных итогах работы;

7) эмоциональной окрашенностью процессов поиска решений, а также фокусированием внимания на глобальном восприятии вопроса, на «взгляде сверху» и анализе общих положений, на эмоциональной оценке положения вещей.

 

Возможна активизация художественного мышления благодаря апелляции к примерам креативного решения творческой задачи, как это было, например, у В.В. Кандинского в мучительных поисках беспредметности и с воздействием на него народного искусства. Для кого-то это будет влияние цветовых гармоний импрессионистов, или выразительность форм абстрактного искусства, или музыкальной гармонии, или влияние природы и т.д. Важно, что к моменту своеобразного творческого стимула креативности в сознании художника уже оформилась мотивационная доминанта, направляющая к решению. Именно в это время сознание особенно восприимчиво к творческой переработке новой информации.


Основные характеристики рассмотренного «момента художественной креативности» связаны со следующим: новизна положения вещей, стимулирующих решение проблемы; наличие мотивационной доминанты при исчерпании очевидных способов решения задачи; «связка» творческого толчка, стимула с принципом решения; страстное желание разрешить проблему или сильный интерес к творческому заданию. [5, с. 59]


Творческие стимулы могут быть обусловлены внешними обстоятельствами, например, ситуация, положение вещей, жест, поза, действие и т.д.; или имманентными: образ, понятие, представление. Влияние стимулов может быть непосредственным, активизирующим обобщение и действие по аналогии; или опосредованным, что стимулирует поисковую деятельность, не давая вариант решения. Именно опосредованные стимулы способствуют формированию художественного мышления и его оригинальности, неповторимости. Преподаватель в той или иной степени может инициировать своевременное и оперативное воздействие определенных стимулов художественного мышления. Художественное проектирование при дизайн-образовании открывает большие возможности для креативных решений заданий с творческим содержанием.


Художественная фантазия, продуктивное воображение, способности к разным способам решения задач, опираясь как на логику, так и на интуицию, – все это процессы, способствующие творческой деятельности. Они в той или иной мере могут стимулироваться или управляться внешними или внутренними причинами. В то же время преподавателю надо знать те моменты, которые тормозят развитие творческих задатков и художественных устремлений обучающихся. К экзогенным причинам можно отнести недостатки обучающей среды и образовательного процесса: косность, доктринерство, догматичность, авторитаризм; методические слабости – превалирование информативных основ обучения; отсутствие системности в творческих заданиях, согласованности и целесообразности их формулировок.


К имманентным причинам относятся психологические препятствия – негативность выработанных установок саморегуляции, стереотипы, когнитивная инерция, субъективность оценок и неуместная подавляющая самокритичность, перфекционизм при непомерно высокой мотивации к достижению наибольших результатов, склонность к эмоциональной мотивированности и непродуманности решений; проявление низкой мотивации, «подавленность» творческих желаний, способствующих тому, что студент быстро отступает перед трудностями. [3, с. 137]


Стоит помнить о тех причинах, которые психологически определяют развитие творческих способностей: выработка индивидуального опытного знания и достаточный уровень профессиональной подготовки; психологическая мотивированность, ориентирующая на творчество; уверенность в собственных способностях и их объективная оценка, продуктивная аксиологическая позиция; выработанные навыки практической деятельности по реализации творческого замысла, умение осмыслить свою деятельность, как учебную, так и творческую; осознание сравнительной ценности принимаемого решения.


Как это видно из сказанного, в процессах развития творческого мышления при обучении дизайну и графической деятельности важно соответствие психологических предпосылок, профессионально важных качеств личности и профессионально ведущих свойств, проявляющихся в действиях креативного плана. Положительная динамика профессионального роста и развитие способностей определяются свойствами саморегуляции, что способствует выработке индивидуального стиля и нейтрализации отрицательных условий художественной деятельности. Результативность рассмотренных процессов может фиксироваться в эффективном образном осмыслении и представлении реальности, в продуцировании нового, возможности вести вариативную созидательную деятельность.

 

Список литературы

 

1. Басова, Е. А. Развитие творческих способностей и грамотности студентов творческого вуза / Е. А. Басова, Д. А. Бондарчук, Е. В. Филимонцева // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2022. – № 1(23). – С. 56-58.

2. Ичэнь, М. Особенности развития творческих способностей у студентов в процессе профессиональной подготовки / М. Ичэнь // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 6(46). – С. 108-114.

3. Камолов, И. Б. Особенности развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования / И. Б. Камолов // Молодой ученый. – 2020. – № 10(300). – С. 136-138.

4. Клепацкий, В. В. Актуальность развития и поощрения творческих способностей студентов в высшем образовании / В. В. Клепацкий // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2021. – № 16. – С. 35-42.

5. Кудлай, П. А. Развитие творческой активности у студентов ХГФ / П. А. Кудлай, В. В. Петьков // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – № 6. – С. 56-62.

6. Кузьмина, И. П. Развитие исследовательских и творческих способностей студентов факультета художественного образования в учебной работе / И. П. Кузьмина // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3, № 2. – С. 119-123.

7. Мухаметшина, Е. Я. Влияние средств искусства на развитие творческих способностей студентов специальности Дизайн / Е. Я. Мухаметшина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 1(37). – С. 67-70.

8. Отливная, Ю. А. Развитие художественно-творческих способностей в самостоятельной работе студентов младших курсов ХГФ по рисунку / Ю. А. Отливная, О. М. Гаврилов // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3(33). – С. 111-116.

9. Развитие творческих способностей студентов - путь к повышению качества образования / Е. С. Семенова, Н. В. Марковская, Л. Ю. Гладких, Х. А. Скляр // Вестник научных конференций. – 2020. – № 10-4(62). – С. 131-132.

10. Степанова, Т. А. Развитие творческих способностей учащихся посредством реализации проектной деятельности / Т. А. Степанова // Инновации в образовании (Казахстан). – 2018. – № 1(34). – С. 22-24.

11. Таирова, М. М. Возможности предмета "дизайн одежды" в развитии творческих способностей студентов-дизайнеров швейных изделий / М. М. Таирова // Вестник Таджикского национального университета. – 2022. – № 3. – С. 215-220.

Хлебникова, А. Р. Формирование художественно-творческих способностей у студентов в области дизайна костюма / А. Р. Хлебникова // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 75-77.

 

References

 

1. Basova, E. A. Development of creative abilities and literacy of students of a creative university / E. A. Basova, D. A. Bondarchuk, E. V. Filimontseva // Bulletin of the Tyumen State Institute of Culture. - 2022. - No. 1 (23). - P. 56-58.

2. Ichen, M. Features of the development of creative abilities in students in the process of professional training / M. Ichen // Education Management: Theory and Practice. - 2021. - No. 6 (46). - P. 108-114.

3. Kamolov, I. B. Features of the development of creative abilities of students in the process of professional education / I. B. Kamolov // Young scientist. - 2020. - No. 10 (300). - P. 136-138.

4. Klepatsky, V. V. Relevance of the development and encouragement of students' creative abilities in higher education / V. V. Klepatsky // Position. Philosophical problems of science and technology. - 2021. - No. 16. - P. 35-42.

5. Kudlai, P. A. Development of creative activity among students of the Faculty of Art and Graphic Arts / P. A. Kudlai, V. V. Petkov // Youth and science: current problems of pedagogy and psychology. - 2021. - No. 6. - P. 56-62.

6. Kuzmina, I. P. Development of research and creative abilities of students of the Faculty of Art Education in educational work / I. P. Kuzmina // Review of pedagogical research. - 2021. - Vol. 3, No. 2. - P. 119-123.

7. Mukhametshina, E. Ya. The influence of art tools on the development of creative abilities of students majoring in Design / E. Ya. Mukhametshina // Almanac of world science. - 2020. - No. 1 (37). - P. 67-70.

8. Otlivnaya, Yu. A. Development of artistic and creative abilities in independent work of junior students of the Faculty of Art and Graphic Arts in drawing / Yu. A. Otlivnaya, O. M. Gavrilov // Prospects of Science and Education. - 2018. - No. 3 (33). - P. 111-116.

9. Development of students' creative abilities - the way to improving the quality of education / E. S. Semenova, N. V. Markovskaya, L. Yu. Gladkikh, H. A. Sklyar // Bulletin of scientific conferences. - 2020. - No. 10-4 (62). – P. 131-132.

10. Stepanova, T. A. Development of students' creative abilities through the implementation of project activities / T. A. Stepanova // Innovations in education (Kazakhstan). – 2018. – No. 1 (34). – P. 22-24.

11. Tairova, M. M. Possibilities of the subject "clothing design" in the development of creative abilities of students-designers of garments / M. M. Tairova // Bulletin of the Tajik National University. – 2022. – No. 3. – P. 215-220.

12. Khlebnikova, A. R. Formation of artistic and creative abilities of students in the field of costume design / A. R. Khlebnikova // Bulletin of the Chuvash State Institute of Culture and Arts. – 2019. – No. 14. – P. 75-77.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос