Аннотация: Феномен счастья на протяжении многих лет был предметом изучения большого числа психологов. В связи с этим, требуется провести аналитическое исследование всей совокупности их теоретических взглядов на данное явление и его природу. Благодаря изучению разнообразных факторов проблемы счастья, будет возможно определить сущность этого понятия и его основные черты. На данный момент общепринятой теории, касательно феномена счастья, в психологии не существует. Ученые расходятся во мнениях по поводу его объёма, содержания и основных характеристик. Измерить и зафиксировать данное явление при помощи какой-либо существующей методики невозможно.
Ключевые слова: развитие психологии, субъективное благополучие, счастье в психологии, гедонистический подход.
Введение
Счастье представляет собой достаточно непростой материал для изучения, потому что трудно определить, что является в данном случае рассматриваемым предметом. Если ознакомится с современными исследованиями на данную тему, то можно увидеть множество точек зрения на значение данного термина.
По мнению польского философа и автора монографического труда на тему счастья В. Татаркевича несмотря на то, что данный феномен был объектом изучения несколько тысячелетий, нет ни одного источника информации, который бы раскрывал проблему счастья полностью, во всех ее аспектах. Данный автор в тексте своего исследования «О счастье и совершенстве человека» говорит о том, что очень трудно дать определение термину «счастье». Это происходит в результате нескольких причин.
Во-первых, понятие счастья включает в одно и то же время и объективный и субъективный элементы, то есть носит двойственный характер.
Во-вторых, данное определение может иметь сразу много значений. А в-третьих, счастье имеет очень отдалённую связь с реальным, представляя собой нечто идеальное.
Рассмотрим ключевые подходы к исследованию феномена счастья, как одной из важнейших проблем в психологии.
Результаты и обсуждение
Базовое научное понимание счастья появилось благодаря философам Древней Греции. В их трудах можно проследить двойственное понимание данного явления. Первое из них получило название – эвдемонизм, а второе – геодонизм. Преобразование философских воззрений о проблеме счастья в одно из понятий в психологии заняло много времени. В результате, в рамках психологической науки аналогичным образом сформировались несколько подходов к феномену счастья – эвдемонистический и гедонистический.
Гедонистический подход к счастью сформулировал древнегреческий философ Аристипп. Он базировался на понимании того, что потребности человека, имеющие биологическую природу, нуждаются в удовлетворении, которое в итоге приносит удовольствие. В результате этого процесса появляется стремление к чувственным наслаждениям, а удовольствие становится желаемой целью. Гедонизм в переводе с греческого языка означает «наслаждение». Основанный на этом понятии подход, находит отражение в когнитивном, позитивном и поведенческом разделе психологической науки.
Его рассматривают такие авторы как М. Е. Селигман, Э. Динер, М. В. Фордайс, Н.М. Брэдберн, Д. Майерс и др. В наиболее обобщённом понимании, основу гедонистического подхода составляют понятия «субъективного благополучия», или «переживания счастья» человеком. Они понимаются как стремление к удовольствию, а также избегание состояния, при котором оно отсутствует. Необходимо отметить, что при этом само понятие удовольствия включает в себя не только физическое явление, но и удовлетворение в более обширном смысле, как результат получения желаемого результата, достижения поставленной задачи. Таким образом, в понимании гедонистического подхода психологическая основа счастья включает в себя присутствие жизненного смысла в сознании человека, преимущественно положительный характер эмоций, самопринятие, целостность понимания времени и позитивное отношение к окружающей его действительности и другим людям. В структуру понятия о счастье включаются поведенческие, эмоциональные и когнитивные элементы, а также субъективные и объективные факторные составляющие.
Рассмотрим несколько компонентов, которые определяют в понятийной сущности счастья ученые - приверженцы гедонистического подхода:
1) отсутствие отрицательных эмоциональных проявлений, таких как тревожность, депрессия и стресс;
2) присутствие преимущественно положительных эмоций;
3) чувство удовлетворенности своей собственной жизнью – это касается всех её областей: человек доволен своей работой, супружеством, досугом, личностными качествами и т.д.
В настоящее время, в рамках научных работ по рассматриваемой теме, базовым индикатором понятия счастья могут быть, как совокупность вышеупомянутых компонентов, так и каждый из них по отдельности.
Те, кто придерживаются гедонистического подхода к феномену счастья утверждают, что человек может приобрести психологическое благополучие, только в случае полной адаптации к своему социальному окружению. По их мнению, счастливым можно назвать только того индивида, который является благополучным с точки зрения социума. То есть он материально обеспечен, построил успешную карьеру, имеет множество деловых связей и т.д. При этом акцент делается на том, что именно умение успешно адаптироваться к изменчивому социальному окружению способствует достижению жизненного удовлетворения, увеличению позитивных эмоций, а также самореализации в деятельности, достижению собственной успешности.
Таким образом, гедонизм включает в себя направленность на наслаждение и удовольствие. При этом понимание счастья в рамках гедонистического подхода основано на стремлении к получению большого числа позитивных эмоций в данном временном периоде, а также избегание негативных состояний. При этом проявляется сильное желание достижения собственного благополучия, реализации своих целей и желаний.
Данный подход подвергается критике со стороны значительного числа ученых, как зарубежных, так и отечественных. Это отражает точка зрения С.Л. Рубинштейна, который утверждал, что человеческая жизнь становится сплошной погоней за удовольствием, при этом она мешает ему реализовывать свои цели и задачи. По его мнению, данное состояние можно назвать извращением, а вовсе не жизнью. В итоге, эта погоня сможет привести только к полному жизненному опустошению.
Доктор в области психологии В. Франкл говорил о том, что в случае, когда основу счастья составляет стремление к получению чувственного удовольствия, это может привести к разрушению личности. Он считает, что большинство неврозных состояний появляются именно по этой причине. Проведя множество практических исследований, Франкл приходит к заключению о том, что люди рождаются на свет вовсе не для того, чтобы получать наслаждение.
Одним из базовых аргументов исследователей, критикующих гедонистический подход является то, что эмпирические данные имеют слишком мало обоснований в области теоретической информации.
Счастье, представляя собой достаточно абстрактное понятие с множеством значений, представляет собой материал, недостаточно применимый для научного изучения. Когда проблема счастья начала освещаться рядом исследователей, начиная с 60-х годов 20-го века, появился термин «субъективное благополучие». Данное определение в своей сущности являлось аналогичным «счастью», но при этом определялось более конкретно, а также могло быть в определенной степени измеримо.
Исследовательская работа американского психолога Н. Бредберна представляет собой теоретическую базу в изучении конструкта благополучия. Он рассматривал взаимосвязь социальных элементов со степенью психологического благополучия, в результате чего им было выявлено отсутствие связи между шкалой позитивного и негативного аффекта. Они отражают независимую степень корреляции со шкалой общего благополучия. В результате, Бредберн сделал заключение о том, что благополучие представляет собой баланс отрицательного и положительного аффекта, ведущего или к состоянию неудовлетворенности собственной жизни, или к чувству полного удовлетворения ею. Позднее, данной точки зрения на понятие счастья стали придерживаться многие исследователи.
Опираясь на результаты исследования Н.Брэдберна, американский психолог Эд Динер, дает определение понятию «субъективное благополучие», а также определяет в нем несколько основных компонентов: позитивный аффект, удовлетворение жизнью, носящее субъективный характер, а также негативный аффект.
Позднее данная точка зрения была доказана в ходе обширных практических исследований.
Социальный психолог Майкл Аргайл связывал аналогичные элементы между собой, определяя их в качестве счастья. При этом понятия психологического (субъективного) благополучия и состояния счастья он представлял в качестве аналогичных.
Еще несколько исследователей: С Уизи и Ф.Эндрюс в 1976 году определили следующие элементы субъективного (психологического) благополучия. Первый – положительные эмоции, второй – удовлетворение своей жизнью, третий – отрицательные эмоции. При этом можно наблюдать отрицательную корреляцию субъективного благополучия с негативными эмоциями, а положительную – с позитивными эмоциональными состояниями. При этом жизненная удовлетворенность, отличается от него тем, что в ее состав входят также когнитивные элементы.
Однако, в основном, субъективное (психологическое) благополучие, изучается в качестве показателя, носящего одномерный характер, не подлежащего разделению на отдельные элементы. Этот показатель даёт обобщенную оценку счастью человека, а также качеству его жизни. В ходе опытных исследований было определено, что удовлетворение отдельными жизненными сферами зависит от состояния общей удовлетворенности, обратная ситуация наблюдается достаточно редко. Однако, необходимо брать в расчет то, что оценка человеком собственной жизни на 70 процентов зависит от его настроения в конкретный момент. Таким образом, субъективное благополучие представляет собой общее психологическое переживание индивидом собственной жизни. Оно представляет собой операциональный аналог счастья, которое определяется в рамках модели индивидуального субъективного переживания. При этом понятие субъективного благополучия хорошо поддается измерению.
Проблема благополучия индивида исследуется отечественными психологами сравнительно недавно. В частности, его рассматривали такие ученые как Р.М. Шамионов, И.А. Джидарьян, В.А. Петровский, С.А. Шапиро, А.В. Воронина, П.П. Фесенко, Д.А. Леонтьев и др.
Доктор наук в области психологии Р.М. Шамионов, исследует проблемы благополучия и счастья в качестве близких по своему смыслу, но совершенно неидентичных . Субъективное благополучие, по мнению Р.М. Шамионова, определяет то, как индивид относится к своему жизненному укладу во всех его проявлениях, согласно признанным в качестве нормы понятиям о «благополучной» внутренней и внешней среде, а также отношение индивида к собственной личности. При этом данные проявления сопровождаются чувством удовлетворенности.
Специалист в области психологии личности Л.В. Куликов, дает более развернутое определение благополучию, говоря о том, что оно включает в себя чувство целостности, слаженную работу психических функций и процессов, а также внутреннее ощущение равновесия. Также он дает определение духовному благополучию, как чувству собственной причастности к общественной духовной культуре, понимание человеком смысла собственной жизни, своего предназначения в ней, а также осознание того, что он может приобщиться ко всей совокупности духовной культуры общества . Л.В. Куликов определяет несколько связанных между собой компонентов субъективного благополучия:
1) Материальное благополучие. Стабильность материального положения и финансового достатка, удовлетворение этой стороной жизни;
2) Духовное благополучие. Присутствие в человеке веры (в судьбу, Божественное начало или собственные силы), осознание жизненного смысла, возможность чувствовать свою связь с духовной культурой общества;
3) Психологическое благополучие. Чувство целостности личности, душевного равновесия и гармонии;
4) Социальное благополучие. Удовлетворенность тем обществом, в котором состоит человек, социальным положением, а также межличностными взаимоотношениями;
5) Телесное (физическое) благополучие. Оно включает крепкое здоровье, хорошее самочувствие, ощущение физического комфорта.
Выводы
Помимо вышеупомянутых элементов, в состав элементов субъективного благополучия зарубежные авторы изредка включают успешность в социуме, отсутствие депрессивных и тревожных состояний, стабильность в семейных взаимоотношениях. В связи тем, что большое значение в социуме приобретает материальная сфера жизни, А.В. Юревич и А.Л. Журавлев выделяют понятие субъективного экономического благополучия. Оно зависит от следующих компонентов: индивидуальной оценки собственного жизненного успеха, а также благополучия тех людей, которые значимы для личности, удовлетворение экономической и социальной стороной жизни, взаимоотношения с ближайшим окружением, уровня финансовой автономности индивида.
По мнению доктора психологических наук В.А. Хащенко, субъективное экономическое благополучие и жизненная удовлетворенность имеют прямую и косвенную взаимосвязь. Согласно возможному соотношению данных компонентов по отношению друг к другу он определил несколько человеческих типов: те, кто испытывает нужду, но при этом доволен жизнью; те, кто имеет достаток, но при этом недоволен; те, кто, испытывает нужду и не довольны жизнью; а также те люди, которые имеют хороший достаток и довольны своим жизненным укладом.
Следовательно, можно выделить несколько базовых нюансов относительно подхода к тому, как характеризуется субъективное благополучие. Прежде всего данный подход основывается на том, как человек самостоятельно оценивает степень того, насколько счастливым он является. Также, данный подход основан на диагностических методах оценки положительных жизненных аспектов, а не на отсутствии отрицательных. И наконец, в него входит обобщенная оценка всех жизненных сфер, при том, что имеют место исследования ее отдельных областей: профессиональной, личностной, физической и т.д.
Таким образом, гедонистических подход к феномену счастья основан на том, что оно представляет собой баланс между негативными и позитивными эмоциональными проявлениями.
Список литературы
1. Авдентова, В. Б. Временная перспектива в психологии счастья / В. Б. Авдентова // Восточно-Европейский научный журнал. – 2023. – № 2-1(87). – С. 7-11.
2. Анашкин, Н. Феномен счастья в христианской психологии и христианстве / Н. Анашкин // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – № 65-2. – С. 26-43.
3. Анашкин, Н. Феномен счастья в экзистенциальной и христианской психологии / Н. Анашкин // Chronos: психология и педагогика. – 2021. – Т. 6, № 2(25). – С. 11-16.
4. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – Спб.: Питер, 2003. – 270 с.
5. Гневашева, В. А. Социальная психология счастья / В. А. Гневашева // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2022. – № 12. – С. 958-964.
6. Евсеева, Я. В. Счастье как предмет изучения социологии и социальной психологии: введение к тематическому разделу / Я. В. Евсеева, М. А. Ядова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. – 2020. – № 3. – С. 5-10.
7. Ефремова, Д. А. Психология счастья / Д. А. Ефремова, А. Г. Исмакова, Е. В. Мазанкина // Студенческий вестник. – 2019. – № 3-1(53). – С. 41-42.
8. Журавлев, А.Л., Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. – М.: Наука. – 2014. – №1. – Т. 35. – С. 5–15.
9. Куликов, Л. В. Субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Ананьевские чтения, 1997. – С. 162–164.
10. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. – С. 476–510.
11. Леонтьев, Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля / Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 14–37.
12. Панченко, Т. Ф. Концепт "счастье" в русском и китайском художественном сознании: А.П. Чехов "счастье" - Лу Синь "Моление о счастье" / Т. Ф. Панченко // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2023. – Т. 20, № 1. – С. 130-139.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
14. Селигман, М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 440 с.
15. Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 105–114.
16. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. – Сост. и пер. с польского Л. В. Коноваловой. – М.: Прогресс, 1981. – 367 с.
17. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. – 366 с.
18. Хащенко, В.А. Типология субъективного экономического благополучия / В.А. Хащенко // Психологический журнал. 2007. – Т. 28. – №1. – С. 58–69.
19. Шамионов, Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М. Шамионов // Мир психологии. 2010. – № 1. – С. 237–249.
20. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. – 296 с.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |