Аннотация: Рассмотренный выше гедонистический подход, имеет в своей структуре несколько пробелов, которые стараются заполнить ученые, придерживающиеся эвдемонистического подхода. При этом он может как играть роль дополнения к первому подходу, так и быть альтернативным вариантом. Эвдемонизм, который был предметом изучения Аристотеля и Платона подразумевает взаимосвязь счастья с присущей человеку добродетелью. Эвдемония представляет собой наивысшее духовное благо, желаемый идеал. В связи с этим, счастье становится зависимо от неких «идеальных ориентиров», а не от эмоциональных субъективных проявлений. Счастье в рамках данного подхода выражает стремление выполнять свое предназначение, свое «истинное Я». То есть, эвдемония подразумевает, помимо обобщенного восприятия мира, самореализацию и восприятие себя в качестве разумного и духовного создания. Данные идеи легли в основу концепции идентичности и целеполагания, которую разрабатывали Дж. Рейнор и Дж. Аткинсон, теории самоактуализации личности А. Маслоу и К. Риффа, а также логотерапевтической теории В. Франкла. Согласно эвдемонистическим взглядам, базовым и важнейшим элементом благополучия выступает понятие личностного роста.
Ключевые слова: развитие психологии, психологическое благополучие, счастье в психологии, эвдемонистический подход.
Введение
Одним из исследователей, которые рассматривали понятие психологического благополучия, была К. Рифф. Ею была определена структура благополучия. Она выделяет понятие позитивного функционирования, которое является противоположным эмоциональному балансу. Оно основывается на характеристиках личности, согласно которым можно предполагать их возможное благополучие. Именно система этих элементов носит название психологического благополучия, которое включает шесть компонентов: цели человека, делающие жизнь осмысленной; самопринятие, позитивную оценку человеком собственной личности и жизни; компетентность, контроль над своей жизнью, а также ее осознанное направление в нужном русле; личностный рост, постоянное самосовершенствование; положительные взаимоотношения со своим социальным окружением; автономию, следование своим идеалам и убеждениям. Все эти блага являются показателями счастья личности. Если не хватает какого-либо из них, то человек будет чувствовать себя недостаточно защищенным в трудных жизненных ситуациях.
Результаты и обсуждение
Психологическое благополучие рассматривается исследователями как базовая детерминанта успешного существования человека в разнообразных жизненных областях: в профессиональной деятельности, в семье, экстремальных ситуациях.
По мнению Л.В. Куликова, психологическое благополучие включает эмоциональный и когнитивный компоненты. В состав эмоциональных факторов входит совокупность ощущений, связанных с успехом или провалом человека в какой-либо сфере деятельности. Когнитивный фактор основан на сознании человеком того, что жизненная ситуация реальна. По мнению Л.Г. Пучкова существует также мотивационно-поведенческий фактор, в который входит жизненная цель, а также способность контролировать свою жизнь.
Психолог А.В. Воронина выделяет несколько этапов психологического благополучия, представляющие собой совокупность идущих друг за другом элементов: первый - психосоматическое здоровье, второй - социальная адаптированность, третий - психическое здоровье, четвертый - психологическое здоровье. По ее мнению, благодаря последовательному прохождению каждого новый этапа, у человека происходит становление самовосприятия, а также понимания собственного места в жизни. Это способствует появлению новых путей достижения целей, творческому самовыражению.
О.С. Ширяева и Е.Б. Весна считают, что психологическое (субъективное) благополучие является системной общностью тех личностного ресурсного потенциала, делающего возможным объективный и субъективный успех конкретного индивида в системном соотношении «субъект-окружающая среда».
Благодаря исследованию психологического (субъективного) человеческого благополучия в неблагоприятных условиях природы (на примере Камчатки), а также проведения аналитического исследования зарубежных и отечественных источников информации, были выделены пять элементов: интрарефлексивный (положительная самооценка; принятие не только собственных достоинств, но и отрицательных сторон; самопознание; умение выражать свои эмоции; целостная оценка собственной жизни; самоконтроль); метапотребностный (личностный рост; реализация потребности во взаимосвязи с другими людьми, компетентности и автономии); интеррефлексивный (гармония в отношениях с окружающим миром; самосознание во взаимоотношениях с социумом, самим собой и другими людьми); аффективный (преимущественно положительные эмоции, отсутствие депрессивных и тревожных состояний, жизненная наполненность в эмоциональной сфере); мировоззренческий ( осмысленность своей жизни, совокупность собственных убеждений и установок, наличие деятельности, которая наполняет жизнь смыслом).
О.С. Ширяева и Е.Б. Весна определяют психологическое благополучие через призму идентификационного процесса человека со своим внешним и внутренним «Я». В первой ситуации основу составляют субъективные личностные переживания, а во второй - взаимосвязь человека с окружающей его реальностью. При этом, степень гармонии в соотношении субъекта и окружающего его мира может определяться объективными (статистические показатели и нормы социального окружения) и субъективными элементами (преобладающее число позитивных эмоций, степень удовлетворенности собственной жизнью).
Еще одной точки зрения на понятие психологического благополучия придерживаются П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова. Они считают, что данное явление выражает переживание, основанное на потребностях и ценностной системе индивида, его личностном состоянии счастья, удовлетворенности своим жизненным укладом и собственными индивидуальными чертами. Таким образом, согласно вышеупомянутому взгляду, психологическое благополучие является феноменом, который носит субъективный (личностный) характер, тесно взаимосвязан с совокупностью ценностных ориентаций человека. Авторы считают, что оно берет основу в собственной оценке человеком своего жизненного уклада и черт собственной личности, а также, вместе с этим, на факторах его положительной жизнедеятельности. Основываясь на понимании проблемы психологического благополучия, которое было у К. Рифф, они разработали трактовку данного понятия как комплексного переживания удовлетворенности собственной жизнью, в котором выражены потенциальный и актуальный факторы жизненной деятельности человека. При этом, важным является то, что человек дает оценку своей жизни исходя из его представлений об идеальной картине окружающей действительности.
Следовательно, эвдемонический подход к счастью подразумевает, что жизнь личности и ее деятельность во всех сферах, не только вызывают позитивный эмоциональный отклик, но и сочетается с ценностными ориентирами, подразумевают вовлечение к этому процессу. Другими словами, это своеобразное внутреннее представление о совершенстве, истинная сущность, с которой личность соизмеряет собственные поступки, в процессе самореализации. Это тот образ жизни, в котором основу составляет не только стремление к удовольствию, но и реализация своего подлинного Я.
Деление феномена счастья на два подхода: эвдемонистический и гедонистический, способствует выявлению типовых различий счастливых личностей.
Выводы
Рассмотренные основные виды счастья представляют собой базовые векторы, определяющие, что такое счастливая человеческая жизнь. В связи с ними, смысл обретают и ее субъектные составляющие. Первый из этих векторов предполагает гедонистическую направленность личности, когда ее ценностные ориентации базируются на удовлетворении основных физических потребностей, а также полученного в результате этого чувственного удовлетворения. Второй вектор, в отличие от этого, направлен на стремление к высоким идеалам, поиск жизненного смысла и связанных с этим целей. Ради их достижения, личность готова страдать, испытывать лишения в настоящий период времени. Исходя из вышеупомянутых векторов счастья выделяются также мотивационные различия, согласно которым отдельная личность может принимать в процессе жизненной деятельности разнообразные формы: более расплывчатую и минимизированную, или же наоборот, ярко выраженную, имеющую четкую структуру. Таким образом, реальная жизнь отдельно взятых индивидов, которая субъективно воспринимается ими в качестве счастливой, может при этом быть абсолютно разной по своим субъективным критериям.
Однако, стоит упомянуть о том, что у каждой из рассмотренных форм счастья присутствуют свои слабые и сильные компоненты, плюсы и минусы. Это значит, что нельзя однозначно утверждать, насколько лучше та или иная форма для человека. Тем не менее многовековой опыт человечества подтверждает, что достаточно «мудрой» является та сторона счастья, которая основана на ценностных ориентациях, поиске смысла жизни, уважения к людям. В большей степени это соответствует эвдемонистическому подходу, основанному на собственной реализации человека в жизни.
Следовательно, в определении счастья можно выделить два направления: объективистское, которое выражает взаимосвязь степени реализации потенциала личности с уровнем ее счастья, а также субъективистское, связывающее счастье с субъективными переживаниями.
Список литературы
1. Бурханова, Е. Р. Новый взгляд на счастье и благополучие в контексте позитивной психологии / Е. Р. Бурханова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6-2(96). – С. 143-145.
2. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. канд. психол. наук. / А.В. Воронина. – Томск: ТГУ, – 2002. – 28 с.
3. Весна, Е.Б. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности / Е.Б. Весна, О.С.Ширяева // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2 (8). – C. 31–41.
4. Фесенко, П.П., Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова // Психологическая диагностика. 2005. – № 3. – С. 95–129.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |