Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования и преемственного развития универсальных учебных действий, играющих ведущую роль в современных теориях обучения иностранным языкам и в школьном образовательном процессе. Исходя из анализа текущего уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий, предлагается методический алгоритм построения комплекса упражнений по их развитию. Методический комплекс упражнений базируется на принципе диалога культур как основополагающем в содержании иноязычного образования.
Ключевые слова: универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные; речевое поведение, комплекс упражнений, диалог культур, иноязычное образование.
Введение
Важность универсальных учебных действий (УУД) определяется тем, что они составляют базу для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяют овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивают развитие научных взглядов, творческих задатков и личностных качеств. Поэтому понятна значимость методических исследований и рекомендаций, которые помогут учителям английского языка успешно развивать универсальные учебные действия разных видов. Осуществление таких методических рекомендаций предполагает определенную систему упражнений. В ходе нашего исследования была проведена методическая работа, цель которой - создать комплекс упражнений, использование которых позволит совершенствовать УУД при обучении иностранному языку, а также выработать алгоритмы для разработки комплексов упражнений и техник. Такая методическая работа учитывает диалог культур как ведущий принцип иноязычного образования, развивающий межличностное и межкультурное общение. Применительно к личности диалог культур – это взаимодействие, своеобразная семантическая перекличка образов разных культур в одном сознании.
Материалы и методы
Предлагаемый методический алгоритм организации упражнений включает четыре стадии:
1) накопление образов культур;
- репродуктивная актуализация образов культур;
- продуктивная актуализация образов культур;
- рефлексия.
Среди целого ряда необходимых в коммуникации универсальных учебных действий одни из самых важных - коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог, преодолевать психологические барьеры в общении, формулировать и выражать собственные мысли, строить речевое поведение – все это предполагается развитием коммуникативных УУД. Специфика предмета «Иностранный язык» позволяет учителям максимально продуктивно развивать данные навыки. Как показывает наше исследование, для этого целесообразно проводить обсуждение проблемных текстов как упражнение на развитие умения вступать в коммуникацию, осуществлять диалог или вести в классе общую беседу. Поэтому важно в ходе работы над текстом настроить обучающихся на понимание содержания и поиски проблем, заложенных в нем. После первого прочтения текста учитель должен задать вопросы, направленные на проверку понимания логики автора. Затем обучающиеся приступают к заданиям, направленным на решение проблем и выработку собственных аргументов, к примеру, с целью убеждения собеседника в значимости изучения и глубокого понимания иностранного/русского/родного языка и/или фактов культуры того или иного народа. В процессе коммуникативных форм обучения используются парные и групповые виды работы.
Надо учитывать, что главная роль учителя на этом этапе - это мониторинг усвоения УУД. При этом он не должен сосредоточивать внимание на исправлении отдельных внесистемных ошибок, которые могут делать обучающиеся при работе в парах/группах. Их следует фиксировать только для дальнейшего анализа и корректировки плана занятий. Кроме того, на завершающем этапе текстовой работы учителю стоит резюмировать содержание обсуждения текста и выделить позитивные положения текста и перспективные идеи дискуссии.
Познавательные УУД связаны с выделением и пониманием нового знания, формулированием познавательной задачи и логикой ее решения и другими умениями и навыками. Конечно, на уроках иностранного языка есть возможность развивать такие УУД, в частности, можно выделить осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Для развития познавательных навыков мы предлагаем использовать следующее задание. Ознакомившись с инструкцией и примером выполнения предлагаемого упражнения, обучающийся должен поставить части текста в логически и стилистически правильном порядке, чтобы текст имел определенный смысл, соответствовал коммуникативной задаче, контексту и точности изложения факта культуры. Затем, работая в паре, каждый из учеников проверяет текст, составленный партнером, и оценивает правильность выполнения задания. На завершающем этапе учитель беседует с учениками по поводу допущенных и исправленных ошибок, подчеркивает связи данного задания с видами работ в других школьных дисциплинах («Русский язык», «Литература»). Тем самым развивается сознательный подход обучающихся не только к выполнению отдельного частного задания, но и к формированию речевого поведения личности в целом. В данных условиях развиваются регулятивные УУД, которые можно применить при изучении разных дисциплин. Подобные задания могут оказать существенную помощь учителю при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).
Смысловое чтение, с пониманием его цели и выбором вида чтения в зависимости от цели, - ещё один навык в рамках познавательных УУД. Учитель может поставить задачу прочитать текст с целью поиска информации. Средствами контроля могут стать ответы на вопросы по тексту, самостоятельная подготовка заданий по тексту (true - false) для работы в паре или мини-группах, сопоставление заголовков с отдельными параграфами и т.д.
Одним из главных видов регулятивных УУД является оценка, контроль и саморегуляция речевого поведения. Из множества существующих разнообразных видов упражнений для развития этого навыка можно выделить следующий комплекс заданий, позволяющий разнообразить ход занятия, мотивировать обучающихся, развить познавательный интерес к иностранным языкам, а также к урокам иностранного языка. Ученику предлагается проверить текст, указать все имеющиеся ошибки и пояснить, в чём они заключаются, затем исправить их. Следующее задание предполагает создание собственных предложений или мини-текстов с ошибками, которые далее обучающиеся будут обсуждать и исправлять в паре. Ошибки в тексте и/или в предложениях носят как чисто лингвистический, так и социокультурный характер.
На основе предложенного комплекса упражнений можно развивать универсальные учебные действия, при этом будет возрастать положительное отношение учеников к такому предмету, как иностранный язык, а также к обучению в целом. Обучающиеся смогут не только более продуктивно осваивать учебный материал, но и получать необходимый для успешного будущего опыт.
Завершающий этап нашего исследования, проводившийся с целью апробации предложенного для развития УУД комплекса упражнений, был связан с опытно-экспериментальной работой, включающей констатирующую, формирующую и результирующую стадии. Поскольку английский язык стал самым массовым иностранным языком, изучаемым в российский школах, именно на примере английского языка было решено провести эксперимент. Хотя апробированные средства и приемы могут быть рекомендованы как универсальные для изучения любого иностранного языка.
Результаты и обсуждение
В опытно-экспериментальном исследовании участвовали учащиеся 7 класса общеобразовательной школы, разделенные на две группы: экспериментальную и контрольную, состоящие из 12 и 13 человек соответственно.
Процедуры (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдение), проведенные относительно целесообразности внедрения упражнений на развитие УУД на основе принципа диалога культур, готовились заранее и предлагались всем обучающимся. Анкеты и тесты использовались с целью выявить мотивацию обучающихся к изучению иностранных языков, а также уровень применения знаний, умений и навыков, полученных на уроке иностранного языка, в квазиреальной (предметной и межпредметной) или реальной деятельности.
Основное общее образование - это ключевое звено между начальным и средним уровнями образования, где происходит формирование тех знаний, умений и навыков, благодаря которым можно не только успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, но и продолжить обучение в вузах, построить карьеру, наметить жизненный маршрут, поставив себе задачи и цели на взрослую жизнь. По этой причине, а также по причине невозможности охватить все уровни образования в рамках текущего исследования, для эксперимента был выбран уровень основного общего образования.
Задачи констатирующего этапа исследования заключались в следующем:
- определить уровень сформированности отдельных УУД обучающихся;
- оценить мотивацию учебной деятельности;
- установить, насколько объективно и сознательно обучающиеся способны анализировать и оценивать свою работу по применению УУД в предметной и межпредметной сферах.
Для обработки полученных результатов были определены критерии сформированности УУД обучающихся и проведена фронтальная диагностика уровня развития УУД. В качестве диагностирующих использовались методы наблюдения и анкетирования. С помощью анкет было опрошено 12 учащихся, представлявших экспериментальную группу. Результаты констатирующего этапа и их описание представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Этап исследования |
Методы диагностики |
Время |
Испытуемые |
Констатирующий: • Оценка мотивации учебной деятельности • Оценка уровня осознания междисциплинарных связей, формируемых УУД • Диагностика уровня развития рефлексивного мышления |
Анкетирование Наблюдение |
январь 2024 г. |
(экспериментальная и контрольная группы) -25 человек |
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Критерии |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Мотивация учебной деятельности |
33,3% |
38,4% |
Уровень осознания междисциплинарных связей, формируемых УУД |
25% |
23% |
Уровень развития рефлексивного мышления |
33,3% |
23% |
Ответы на вопросы анкеты «Мотивация учебной деятельности» свидетельствуют, что анализировать свою деятельность в настоящее время, а также проектировать ее результаты в перспективе способны 33,3% учащихся (4 человека) в экспериментальной группе и 38,4% (5 человек) в контрольной группе. Среди основных мотивов своей учебной деятельности они указывают стремление устроиться в будущем на привлекательную работу. Фигурируют также познавательные мотивы, связанные с желанием знать больше. В то время как 50% (6 человек) в экспериментальной группе и 46,1% (6 человек) в контрольной указали: они учатся потому, что сейчас все учатся, или с целью доставить радость своим родителям. Такое обучение с чисто внешними целями нельзя назвать мотивированным и осмысленным, так как в самом обучении и способе получения знаний, в перспективах на будущее учащийся не заинтересован. Оставшиеся 16,6% (2 человека) в экспериментальной группе и 15,4% (2 человека) в контрольной группе целями обучения называли симпатию к учителю, желание не отставать от товарищей, что свидетельствует о некотором развитии значимости деятельности коллектива, желании быть его частью, сравнении своих результатов с результатами одноклассников.
Тест уровня сотрудничества в классе и его результаты позволяют оценить степень рефлексивности. Положительно ответили на вопросы этого блока 33,3% (4 учащихся) в экспериментальной группе и 23% (3 учащихся) в контрольной. Вопросы, выявляющие способность самооценки и рефлексивного понимания собственных действий, а также применения полученных на уроке знаний и сформированных УУД в межпредметных связях, вызвали у учащихся затруднения: на них ответили лишь 3 человека (25%) в экспериментальной группе и 2 человека (23%) в контрольной.
Диагностика уровня развития УУД позволила сопоставить и подтвердить результаты анкет с самостоятельной деятельностью учащихся при выполнении заданий в квазиреальных ситуациях. Обучающиеся и контрольной 83,3% (10 человек) и экспериментальной 84,6% (11 человек) групп столкнулись с трудностями при необходимости планирования своей деятельности, определения целей и задач, исправления ошибок, выявленных в результатах работы. Отмечено недостаточное развитие навыков рефлексивной, творческой и эвристической деятельности, что проявляется в неумении отходить от заранее построенного плана, менять задачу и действия в связи с изменившимися обстоятельствами и желаемым результатом деятельности. Неумение анализировать многоаспектные вопросы лингвокультурологического характера свидетельствует о шаблонном мышлении.
Эксперимент помог выявить основные проблемные области в развитии УУД обучающихся. Полученные в ходе эксперимента результаты коррелируют с информацией из бесед с учениками. На основе этого можно сделать вывод о довольно низком уровне сформированности УУД в группах по предъявляемым критериям. Констатирующий этап нашего исследования наметил дальнейшие направления и перспективы изучения данной проблематики.
Насколько эффективен предлагаемый комплекс упражнений, разработанный для повышения уровня развития УУД, проверялось во время формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Такая работа проводилась в двух малых группах - экспериментальной (12 человек) и контрольной (13 человек). Работа в малых группах сделала возможным тщательное наблюдение как процессов экспериментально-опытного обучения, так и динамики показателей сформированности рефлексивного мышления учащихся общеобразовательной школы с момента начала опыта до его завершения. Характеристики и организация формирующего этапа представлена в таблице 3.
Таблица 3. Организация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Этап работы |
Время |
Методы диагностики |
Испытуемые |
Формирующий этап |
Январь- |
Наблюдение |
Учащиеся общеобразовательной школы |
•Апробация разработанного алгоритма и системы упражнений |
февраль 2024 |
|
|
•Уточнение целей, содержания и форм учебных занятий |
|
|
экспериментальная группа - 10 человек |
•Подготовка и апробация планируемых видов упражнений |
|
|
|
•Проведение текущей диагностики |
|
|
|
•Оценка результативности разработанного алгоритма и системы упражнений |
|
Оценивание |
|
Экспериментальное обучение, проводившееся в течение января-марта 2024 г. в группе из 12 человек, включало 14 уроков, в ходе которых использованы предлагаемые нами алгоритмы развития рефлексивного мышления и специально разработанный комплекс упражнений. Обучение в контрольной группе из 13 учащихся проводилось по стандартной схеме, без использования разработанных в исследовании алгоритмов и системы методических материалов. Констатирующий и результирующий этапы эксперимента позволили дать оценку развития УУД в той и другой группе.
Для определения сформированности УУД учащимся и контрольной и экспериментальной групп были предложены одинаковые анкеты и задания. Данные, полученные в этих группах по заявленным критериям развития УУД, отражены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Результаты первоначальной проверки сформированности УУД в контрольной группе
Вид задания |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Не справились |
Мотивация учебной деятельности |
0 % |
15,4 % |
30,8 % |
53,8% |
Степень осознания межпредметных связей, формируемых УУД |
0 % |
15,4 % |
7,8 % |
83,3 % |
Уровень развития рефлексии учебной деятельности |
0 % |
7,6 % |
30,8 % |
61,5 % |
Таблица 5. Результаты первоначальной проверки сформированности УУД в экспериментальной группе
Вид задания |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Не справились |
Мотивация учебной деятельности |
0 % |
8,3 % |
25 % |
66,7 % |
Степень осознания межпредметных связей, формируемых УУД |
0 % |
0 % |
15,4 % |
84,6 % |
Уровень развития рефлексии учебной деятельности |
0 % |
25 % |
16,6 % |
58,3 % |
В ходе исследования была разработана специальная структура комплекса упражнений. С целью развития рефлексивного мышления, в дополнение к упражнениям в основном учебнике, предложен комплекс упражнений на развитие УУД, характеризующийся:
- целенаправленным обсуждением проблем, важных для подростков, актуальных для нашего общества и современного человечества;
- наличием комплекса разнообразных текстов и заданий по ряду спорных тем и вопросов, обсуждаемых в обществе и порождающих дискуссии и борьбу мнений;
- систематическим выполнением творческих заданий;
- наглядностью заданий и использованием актуальных тематических аудио и видеоматериалов.
Отметим методические приемы, которые положительно сказывались на развитии рефлексии учебной деятельности. Так, особенно важна роль рефлексии в конце урока, когда учащимся необходимо развернуто и подробно рассказать о результатах своей деятельности, аргументированно оценить их, а также выставить себе оценки за работу на уроке. Постепенное увеличение длины высказываний, рост степени объективности и осмысленности самостоятельного выставления оценок – вот позитивные черты, отмечаемые от урока к уроку. К четвертому уроку учащиеся могли не только дать результаты рефлексии в виде самоанализа и самооценки, но и представить способы улучшения своей работы, разработать оптимальные варианты выполнения заданий.
В экспериментальной группе с целью развития рефлексии применялись упражнения, выполнение которых требовало не только подтверждения понимания основного тезиса или поднимаемой проблемы, но и выражения собственного отношения к данному тезису или проблеме.
В исследовании зафиксирован достаточно значительный рост уровня развития УУД по обозначенным критериям после обучения с использованием разработанного алгоритма и комплекса упражнений. Позитивные изменения УУД в экспериментальной группе выявлены при непосредственном наблюдении учебного процесса на уроке, выполнении учащимися заданий, в ходе бесед в начале и конце урока, когда учащиеся способны подвести итоги урока, поделиться эмоциями и впечатлениями о индивидуальной работе и работе группы. Многие учащиеся отмечали, что стали сравнивать свои достижения с достижениями одноклассников, научились видеть чужие и собственные ошибки и будут стараться не допускать их в дальнейшем.
Таким образом, по сравнению с показателями до экспериментального обучения, число обучающихся, показавших высокие достижения, увеличилось. В то же время снизилось число таких учащихся, которые не проявили заметного развития УУД по выбранным критериям. Можно отметить очевидное улучшение показателей и положительную динамику развития УУД по всем критериям у большинства учащихся.
На завершающем, результирующем этапе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группах учащимся были предложены контрольные задания и анкеты для проверки уровня развития УУД. На этом этапе проведена также обработка результатов эксперимента.
Результативность применения разработанной системы упражнений в практике иноязычного образования была подтверждена сравнением выборок по уровню развития рефлексии в контрольной и экспериментальной группах на основе критерия Фишера для результатов, достигнутых при выполнении контрольного задания (ф*эмп >ф*кр, то есть эмпирическое значение ф больше критического значения ф). Так, было установлено число учеников, у которых проявился положительный эффект после апробации системы упражнений (высокий и средний уровень выполнения задания), и число тех, у которых заметный эффект не наблюдался (низкий уровень и не справившиеся с заданием).
Выводы по опытно-экспериментальной работе отражены в таблице 6. Они свидетельствуют о положительной динамике - высоком и среднем уровнях развития УУД в экспериментальной и в контрольной группах. Объективность результатов эксперимента подтверждается отсутствием понижения показателей обучающихся, перехода с более высокого на низкий уровень. На основе всего сказанного можно обоснованно заключить, что целенаправленная работа по формированию и развитию УУД при обучении иностранному языку с применением предложенной системы упражнений, специально направленной на развитие УУД, становится более эффективной.
Таблица 6. Результаты опытно-экспериментального этапа работы
Критерий развития УУД |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
|
01.2024 |
03.2024 |
01.2024 |
03.2024 |
Мотивация |
33,3% |
91,6% |
38,4% |
38,4% |
Междисциплинарность |
25% |
83,3% |
30,7% |
38,4% |
Рефлексия |
33,3% |
91,6% |
23% |
30,7% |
Следовательно, проведенный в рамках настоящего исследования эксперимент подтверждает целесообразность и эффективность предложенного подхода к развитию универсальных учебных действий в школьном иноязычном образовании. Текущее исследование заслуживает продолжения, которое поможет раскрыть другие аспекты и критерии такого сложного по своей структуре явления, как универсальные учебные действия.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |