Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает особенности Российской Федерации (далее – РФ) как социального государства. Для этого автор исследует положения Конституции РФ как Основного закона страны, устанавливающего данный статус РФ, а также другие источники, содержащие базовые положения для реализации РФ своих функций как социального государства. Автор отмечает, что совокупность представленных актов создает комплексную правовую базу для всестороннего и полноценного действия РФ как социального публично-правового образования.
Ключевые слова: правовое регулирование, законодательство, государственная социальная политика, государственная политика, социальное государство.
Введение
Социальная политика для РФ выступает едва ли не ключевым направлением реализации функций. На это, в частности, накладывает отпечаток то, что глава 2 Конституции РФ [1] отмечает в качестве высшей ценности для государства и общества сегодня права и свободы человека и гражданина, куда в т.ч. входят и социальные аспекты. Социальный характер государства – один из признаков демократии как особой формы правления, ключевой приоритет функционирования органов государственной и муниципальной власти такого публично-правового образования.
РФ в качестве социального государства определяют нормы ст. 7 Конституции РФ, согласно которым, государственная «…политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…» [1]. Именно эта норма и создает необходимые правовые предпосылки для дальнейшего развития отечественного законодательства и правоприменительной практики в контексте соблюдения прав, свобод, законных интересов граждан социального характера.
РФ как социальное государство, таким образом, имеет совокупность обязанностей по реализации и обеспечению социальных запросов граждан самых разных категорий. По сути, социальная политика государства в той или иной степени касается каждого жителя государства вне зависимости от его социального статуса, места жительства или вида занятости. Это происходит потому, что социальные права и свободы разнообразны, многочисленны и многогранны, и каждое лицо, проживающее на территории РФ, обладает правом требования у РФ реализации того или иного социального права.
Результаты и обсуждения
Приведем некоторые примеры социальных прав, свобод, законных интересов российских граждан: в частности, это наличие гарантированного минимального размера оплаты труда, предоставление мер социальной поддержки малоимущим, многодетным семьям, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации и т.д. Иными словами, социальный характер государства, установленный Конституцией РФ [1], проводимая во исполнение данной конституционной нормы государственная политика направлены на гарантирование и обеспечение социальных интересов каждого жителя страны.
Обратимся далее более детально к тому, каким образом РФ реализует свои функции в роли социального государства.
Согласно нормам ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [1], реализация функций в области социального обеспечения населения, осуществления мер социальной защиты и т.д. относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, что подтверждает высокий уровень социальной значимости данного вопроса как особого предмета регулирования. Кроме того, во исполнение актов субъектов РФ могут приниматься муниципальные акты, локальные документы.
Среди примеров можно привести многопрофильный ФКЗ от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ» [2], которым, в частности, определяются функции и полномочия профильных субъектов правоотношений, в т.ч. и в сфере социальной политики, ФЗ от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в РФ» [3] и ряд других источников. Некоторые профильные федеральные законы в данной области также приняты – например, это ФЗ от 28.12.2013 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который в качестве примера далее проанализируем более подробно [4].
Итак, рассматриваемый нормативно-правовой акт в области социального обеспечения и обслуживания выступает профильным источником регулирования. Устанавливая, как общетеоретические элементы (предмет регулирования, принципы, систему, терминологический аппарат и т.д.), документ также закрепляет следующие направления практической деятельности и их особенности:
– полномочия и состав уполномоченных органов государственной власти в субъектах РФ;
– права и обязанности, правовой статус участников правоотношений;
– этапы процедуры, элементы предоставления социального обслуживания;
– непосредственно формы такого обслуживания, особенности организации, финансирования и т.д.;
– контроль и надзор в данной области [4].
Таким образом, представленный документ системно и комплексно закрепляет основы социального обслуживания в РФ, создает базу для развития подобного рода правоотношений.
Отдельного упоминания в контексте реализации функций и полномочий государства социальной направленности, безусловно, заслуживают государственные программы. Как сложный, многоэтапный в реализации документ, государственные программы принимаются по более узким вопросам, однако содержат целый комплекс необходимых для выполнения мероприятий. В качестве примера для рассматриваемой области можно привести, в частности, государственные программы: «Социальная поддержка граждан» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296), «Содействие занятости населения» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710) и ряд других. В своей совокупности, представленные выше и другие государственные программы призваны комплексно, по разным направлениям эффективно решить проблемные аспекты социального обеспечения российских граждан [7-9].
Упомянем также более узкие категории правоотношений в области социального обеспечения и обслуживания, которые регламентируют уже подзаконные акты. Например, это Указ Президента РФ от 16.08.2023 г. № 611 «Об обеспечении социальных гарантий отдельным категориям граждан РФ» (данным документом предоставляются социальные гарантии лицам, имеющим гражданство ДЛНР или Украины) [6], Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 г. № 345 «Об особенностях осуществления в 2024 году мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан» (в частности, уточняются положения о социальном обеспечении ветеранов боевых действий) [5], а также иные. Представленные источники берут за основу правоотношения, урегулированные и введенные в действие федеральным законодательством, более детализируют его, акцентируют внимание на практических особенностях. Подзаконные акты в данном случае характеризуются большей степенью оперативности реагирования, более четкой конкретикой, позволяют быстро и эффективно устранить некоторые имеющиеся пробелы законодательства или, напротив, конкретизировать ряд положений.
Кратко также перечислим иные меры законодательного регулирования государственной социальной политики – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, муниципалитетов. Благодаря таким источникам в результате создается полноценная комплексная система функций и полномочий РФ как социального государства. В качестве примеров приведем следующие:
- ведомственные акты: например, Приказ СФР «Об утверждении Порядка предоставления ТО ФПиСС РФ проезда детей-инвалидов и сопровождающих…» и другие;
- законодательство субъектов РФ: Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области»; государственная программа «Социальная защита населения Московской области» и другие;
- муниципальные акты: трехстороннее соглашение между администрацией ГО «Город Калининград», ТО профсоюзов и объединениями работодателей и т.д.;
- локальные акты: «Умный соцпакет» для сотрудников ПАО «Сбер», который, в частности, включает корпоративное обучение, бесплатного психолога, подписку на журналы, промокоды от экосистемы и т.д.
Выводы
Государственная социальная политика в РФ представляет собой сложное многоступенчатое явление, что позволяет достаточно комплексно и эффективно осуществлять обеспечение данной области. Все это, в конечном итоге, требует соответствующего законодательного регулирования, которое в российской практике активно развивается и в полной мере соответствует имеющимся в настоящее время общественным отношениям. Безусловно, представленная система источников не идеальна и не решает в полной мере всех проблемных вопросов законодательного регулирования, однако является, пожалуй, наиболее проработанной среди всех ранее действующих на территории РФ.
Иными словами, РФ как социальное государство реализует свои конституционно установленные обязанности в данном направлении достаточно эффективно, что можно наблюдать, исходя из представленных категорий социальных правоотношений. Однако практическая реализация приведенных и многих других мер позволяет судить о том, что сегодня РФ как социальное государство имеет достаточно предпосылок для дальнейшего развития.
Литература / Использованные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Парламентская газета. 13-19.11.2020. № 43.
3. Федеральный закон от 12.12.2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Парламентская газета. 19.12.2023. № 47с.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Российская газета. 30.12.2013. № 295.
5. Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 г. № 345 «Об особенностях осуществления в 2024 году мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан». Собрание законодательства РФ. 25.03.2024. № 13. Ст. 1814.
6. Указ Президента РФ от 16.08.2023 г. № 611 «Об обеспечении социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. 21.08.2023. № 34. Ст. 6550.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Собрание законодательства РФ. № 17. 28.04.2014. Ст. 2059.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Собрание законодательства РФ. № 18 (ч. 1). 05.05.2014. Ст. 2147.
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. № 3. 15.01.2018. Ст. 546.
Позвонить менеджеру по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
WhatsApp Telegram Viber по номеру: +7 (987) 772-22-22 |
Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку |