Меню

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ НА ТЕМУ - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: Для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, являющаяся основной в жизни обучающихся в начальных классах. Поэтому проблема формирования её коммуникативных основ является очень важной. Изучению учебной деятельности учащихся младших классов посвящено много научных работ. Однако, следует сказать, что различные вопросы, касающиеся учебной деятельности детей с умственной отсталостью в развитии, до сих пор исследованы недостаточно. А ведь базовые коммуникативные умения и навыки должны обеспечить таким детям речевую инициативу, способствовать формированию умения договариваться, а так же предоставлять им достаточный набор речемыслительных средств. В связи с вышеуказанным фактом, можно констатировать необходимость разработки специальной, коррекционно-развивающей программы для обучающихся с умственной отсталостью, которая бы формировала у школьников начальных классов основные коммуникативные навыки учебных действий.

 

Ключевые слова: развитие образования, формирование коммуникативных базовых учебных действий, обучение учащихся с отсталостью, обучение в школе, разработка коррекционной программы, учащиеся начальных классов.

 

PECULIARITIES OF FORMING BASIC COMMUNICATIVE LEARNING ACTIONS IN STUDENTS WITH DEFAULT IN THE PROCESS OF SCHOOL EDUCATION

 

Abstract: For primary school age, educational activities are characteristic, which are the main ones in the life of students in the primary grades. Therefore, the problem of forming its communicative foundations is very important. Many scientific works are devoted to the study of the educational activity of primary school students. However, it should be said that various issues related to the educational activities of children with mental retardation in development have not yet been studied enough. But the basic communicative skills and abilities should provide such children with speech initiative, contribute to the formation of the ability to negotiate, and also provide them with a sufficient set of verbal-thinking means. In connection with the above fact, we can state the need to develop a special, correctional and developmental program for students with mental retardation, which would form the basic communication skills of educational actions in primary school students.

 

Keywords: development of education, formation of communicative basic educational activities, teaching students with backwardness, schooling, development of a correctional program, primary school students.

 

Введение

Главной задачей современной школы является воспитание высокообразованных людей. Это условие является необходимым для стабильного развития общества, государства. Причём к важным компонентам процесса воспитания в образовательной среде, непременно нужно отнести овладение родным языком, во всём его многообразии. Для этого потребуется сформировать у учащихся начальной школы необходимый набор коммуникативных учебных действий.

 

Методы исследования

При написании данной статьи, автором были использованы методы: наблюдение, опрос, беседа, обобщение, констатирующий эксперимент.

 

Основные результаты исследования
Под умственной отсталостью понимается недоразвитость когнитивной деятельности. Причиной этого являются диффузные поражения ЦНС органического характера. Данный термин относится к нескольким группам детей. При этом выраженность патологии напрямую связана со временем поражения центральной нервной системы. Чем раньше она себя проявила, тем тяжелее последствия. Часто умственная отсталость сопровождается другими психическими заболеваниями. [4, с. 32]


У людей с задержкой умственного развития в психической структуре отмечается снижение когнитивных потребностей, а так же определённая заторможенность мыслительной деятельности и познавательной активности, что связано с недостаточной гибкостью ЦНС.


Имеет свои качественные особенности и развитие психических процессов у школьников начальных классов данной категории. Хотя у них практически не нарушен сенсорный уровень познания и восприятия действительности, но их дефицит оказывает негативное влияние на когнитивные процессы. Данная тенденция проявляет себя в неполном разделении самоощущений, воспринимаемых в визуальных, слуховых и других сигналах. Именно поэтому ориентация младших школьников с задержкой умственного развития, находящихся в образовательной среде, не может быть полностью адекватной.


Всё вышеописанное оказывает отрицательное влияние на разностороннее развитие детей, у которых диагностирована задержка умственного развития. Такие действия, как сравнение, анализ, конкретизация, синтез, абстракция, обобщение вызывают затруднения у обучающихся, так как они не могут полноценно выделить основные черты предмета, связать его части между собой.


Дети, находящиеся в лёгкой степени умственной отсталости, характеризуются недостаточно развитым мышлением, трудностью анализа происходящих событий, действий, общей слабостью. У таких обучающихся снижен уровень мыслительных процессов, они не могут в полной мере контролировать своё мышление.


Работа с информацией у детей с задержкой умственного развития имеет существенные особенности. Они могут легко запоминать признаки предметов и явлений посредством зрительных сигналов. При этом эти признаки часто носят случайный характер. Механическая память у обучающихся так же сформирована на высоком уровне. В то же время им трудно запоминать внутренние логические цепочки действий, связей между явлениями. Недостаток сформированности памяти наблюдается и при возникновении необходимости повторений. Стоит отметить, что у детей с умственной отсталостью недостаточно развита логически опосредованная память. [10, с. 128]


Сложность с логическими связями проявляет себя бессистемностью получаемой обучающимися информации, которая передаётся ими с явными искажениями. Особые проблемы возникают у детей, когда им ставиться задача воспроизведения материала словами. Но, если задача посильна ученику и смогла заинтересовать его, внимание школьника может быть сосредоточено в нужном направлении и удерживаться некоторое время.


Определить представления ребёнка с ограниченным интеллектом можно путём интеграции, распространения визуальных картин, отражающих учебные материалы и дающие понимание сути явления, объекта.


У обучающихся рассматриваемой группы имеется недостаточная развитость речи. Это объясняется несогласованностью между первой и второй сигнальными системами, проявляющейся во время воспроизведения речи. В этом случае мы наблюдаем целый комплекс речевых нарушений, фонетических, грамматических, синтаксических, лексических. Таким образом, речь таких детей становится системно неразвитой.


Нарушения абстрактной логики вызывает у детей с умственной отсталостью речевой дефицит. Но при этом, им вполне доступны простые по структуре предложения, позволяющие поддерживать близкие по личному опыту темы речи. Овладеть языковыми навыками обучающимся поможет систематическая коррекция, направленная на систематизацию и формирование представлений об окружающей реальности. Данный процесс направлен на пополнение словарного запаса ученика, использование предложений различной структуры для создания высказываний, наиболее полно описывающих действие, предмет, его характеристику. [11, с. 345]


Если у ребёнка лёгкая степень умственной отсталости, то у него нет характерных двигательных дефектов. Но в тех случаях, когда им приходится выполнять задания на координацию моторных движений, возникают серьёзные затруднения. Данное обстоятельство негативно сказывается на обучении письму и определённой производительности двигательных действий.


В психологическом поведении детей, страдающих задержкой умственного развития, наблюдаются эмоциональные расстройства, выражающиеся в неполном развитии умственных способностей. При этом качественно эмоции сохраняются. Однако они нестабильны. В таких эмоциях более выражена неопытность и доминирование. Переживания носят слабо выраженный характер, что определяет мотивацию к познавательной деятельности. С большим трудом обучающимся с задержкой интеллекта даются высшие умственные переживания.


Постановка перед собой целей и задач у детей с задержкой умственного развития имеет особый характер. Выбирая способ решения учебной задачи, они идут по наиболее простому пути, не требующего серьёзных умственных усилий, что может в дальнейшем сформировать у таких детей черты негативного поведения. Обучающиеся становятся упрямы, легко внушаемы. Для них не характерна мотивация, волевые усилия часто недоступны. Все перечисленные недостатки обязательно проявят себя в учебной деятельности. Ученик не может предварительно сориентироваться в решении задачи. Он не в состоянии сопоставить ход выполнения учебной задачи с её конечной целью. Часто процесс решения задачи сопровождается возвращением к уже выполненным действиям. Условия, обозначенные проблемой, не выполняются. Данное обстоятельство проявляется даже тогда, когда аналогичные задачи ранее уже были решены и подробно проанализированы. [3, с. 36]


Социальные мотивы поведения у детей с задержкой умственного развития незрелые. Это сказывается на формах организации их взаимодействия со сверстниками, учителями, другими взрослыми. У обучающихся может быть слабо выражена коммуникативность, что проявляется в гиперактивности детей. В их поведении наблюдается некая агрессия.


На основании выше изложенного, мы делаем вывод о том, что в категорию обучающихся с диагнозом умственная отсталость, включены лица с нарушениями познавательной деятельности, имеющими стойкий, необратимый характер по причине поражения коры головного мозга органической природы.


Таким образом, дети с умственной отсталостью имеют серьёзные нарушения познавательной деятельности, личности в целом, что является причиной изменения их психики, снижению общего уровня развития.


Обучающиеся, отнесённые к этой категории, не в полной мере понимают речь окружающих людей, не могут реально оценить свойства предметов и явлений. В большей степени они готовы к механическому подражанию, конкретности мышления. Новое для них всегда воспринимается трудно. В целом, дети с интеллектуальной недостаточностью слабо усваивают необходимые для полноценной жизни умения и навыки.


Целью программы учебных действий, направленных на формирование базовых коммуникаций у детей с умственной отсталостью, должно стать совершенствование таких коммуникаций, являющихся базой для учебных действий на уровне начального образования. Реализовать поставленную цель должно помочь решение комплекса актуальных задач, в число которых входят следующие группы проблем: [12, с. 157]


Коррекционно-образовательные:

1) Освоение знаний об основных правилах этикета.

2) Формирование культуры речи, в том числе умения применять социальные взаимодействия, не использовать грубые, нецензурные слова, обращаться к собеседнику вежливо.

3) Выстраивание дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание и взаимоподдержка.

4) Способность изменять своё поведение, пользоваться разными способами общения, умение договариваться.


Коррекционно-развивающие:

1) Эффективное общение с одноклассниками, взрослыми на основе повышения качества развития коммуникативных навыков.

2) Развитие способности обращаться за помощью в сложных ситуациях, вести переговоры, избегать конфликтных ситуаций.


Коррекционно-воспитательные:

1) Научить школьников гуманному, уважительному отношению к другим людям, окружающим предметам.

2) Сформировать уважительное отношение к учебной деятельности, другим ученикам.

3) Воспитать уважение к старшему поколению, своим родителям, сверстникам.

4) Воспитать чувство сострадания к людям, оказавшимся в сложной ситуации, уважение к чужим проблемам.


Специальный курс, целью которого является формирование базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся начальной школы с диагнозом умственная отсталость, был разработан автором данной статьи. Проект предлагаемой программы содержит различные формы деятельности младших школьников: индивидуальная и групповая работа, беседа, игра, круглый стол, дискуссия и др. [6, с. 161]


Ограниченность общения, характерное для детей с умственной отсталостью, обозначило необходимость обучить школьников другим видам освоения информации. Например, чтение картинок, распознавание движений тела, восприятие материала через аудио наушники.


Итогом реализации авторского курса обучения школьников с задержкой умственного развития должно стать умение:

- слушать учителя, выполнять задания по инструкции, понимать условие задачи;

- адекватно воспринимать итоги своей работы, оцененные учителем;

- в процессе обучения уметь выстраивать эффективные коммуникации с учителем, сверстниками, другими взрослыми, научиться работать в коллективе.


В программе выделены основные направления работы учителя, включающие речь, альтернативные способы коммуникации. Таким образом, курс содержит разделы: «Развитие речи», «Экспрессивная речь», «Коммуникации», «Импрессивная речь», «Аудированное чтение».


Констатирующий этап эксперимента был организован на базе образовательной организации начальной школы в 3 классе. В исследовании приняли участие шесть детей, которым был поставлен диагноз F-70 (МКБ-10). [9, с. 70]


В процессе работы использовались методы наблюдения, анализа, беседы, эксперимента.


В октябре 2022 года была организована диагностика, целью которой являлось определение у учащихся уровня сформированности основных коммуникативных учебных действий. Работа с детьми проводилась в индивидуальном порядке, на утренних занятиях.


Для проведения нашего эксперимента дополнительно потребовалось адаптировать к данной работе следующие методики: «Кто прав?» (Г.А. Цукерман), «Ваза с яблоками» (Флейвелл, Ж. Пиаже), а так же задание «Современная сортировка».


Целью опытно-экспериментальной работы являлось определение уровня сформированности базовых коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы с диагнозом умственная отсталость.


После обобщения полученных результатов выяснилось, что сформированность базовых коммуникативных учебных действий у школьников начальных классов с умственной отсталостью находится на среднем уровне. [7, с. 156]


Представим результаты (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровень сформированности базовых коммуникативных учебных действий у школьников начальных классов с умственной отсталостью, в %.

 

Полученные результаты диагностики указывают на имеющуюся проблему в обучении детей с диагнозом задержка умственного развития. К этому же мнению мы пришли, анализируя итоги бесед с учащимися, а так же использования методик в их обучении.


Нам удалось выяснить, что у большинства школьников базовые коммуникативные действия развиты слабо. Среди них можно выделить отставание в развитии способности координировать усилия, необходимые для организации, реализации различных форм сотрудничества; меры, позволяющие адекватно учитывать в процессе коммуникации позицию собеседника, интервьюера. [5, с. 66]


Результаты нашего исследования дали основание для вывода о том, что обучающимся в экспериментальной группе требуется дополнительная коррекционно-развивающая помощь, целью которой станет повышение уровня сформированности основных коммуникативных учебных действий.


Программа комплексной коррекции, развития базовых коммуникаций учебной деятельности дала материал для создания эффективных методик общения между обучающимися, участвующими в эксперименте, применительно к различным видам коммуникаций в учебном процессе. Например, были использованы такие методики и методы, как работа в группе, обращение к учителю, однокласснику за помощью, обучение с учителем; анализ принципов построения повседневной жизни, взаимодействия с субъектами учебной деятельности и т.п.


Полученные результаты были оценены, как положительные, что позволило сделать вывод об эффективности предложенной программы, которую рекомендовано включить в работу учителей начальной школы, обучающих школьников данной категории.

 

  

Рисунок 2. Уровень сформированности базовых коммуникативных учебных действий у школьников начальных классов с умственной отсталостью по итогам реализации авторской программы.

 

Необходимо указать, что работа с учащимися с диагнозом умственная отсталость, направленная на формирование основных коммуникативных учебных действий, носит системный характер. Обучающиеся должны заниматься в парах или группах, выполняя задания из учебника.


Для организации системной работы потребуется направить усилия на повышение качества преподавания. Учитель должен мотивировать учеников к действию, развивать их интерес к самому процессу обучения, создавать стратегии такой деятельности. Работа в этом направлении будет способствовать формированию базы коммуникативной учебной деятельности. [8, с. 15]


Подобный психологический настрой должен быть хорошо развит, чтобы было желание работать с учениками, чей интеллект недостаточно развит. В учебном коллективе должна быть благоприятная в психологическом плане среда, способная увеличить интерес обучающегося к активной учебной деятельности.


Для повышений общего уровня основных элементов коммуникативной учебной деятельности потребуется сформировать особым образом коммуникационную среду, в которой будет развиваться образовательная деятельность школьников. В каждом учебном классе необходимо создать комфортную обстановку, мотивирующую обучающихся на учебную деятельность и выполнение определённых образовательным учреждением правил поведения. Реализовать данные условия можно за счёт организации в начальной школе дополнительных помещений, специально оборудованных должным образом. [2, с. 62]


Эффективность образовательного процесса будет во многом зависеть от качества организованного надзора и заботы об младших школьниках с диагнозом умственная отсталость, а так же от готовности учителей к такой деятельности, взаимодействия учеников, их родителей, преподавателей.


Задачей специалистов в этом процессе является обогащение опыта школьников с помощью таких методов работы, как практические занятия, конкурсы, беседа, устное изложение, показ, работа по образцу и т.п. Наилучшим образом развитию коммуникативных учебных действий способствуют словесные, практические методы.


Задания, предлагаемые обучающимся с задержкой интеллекта, необходимо подбирать в соответствие с их возрастом, уровнем подготовки, опытом, то есть они должны быть доступны школьникам. Сами занятия данного рода должны быть систематическими, построенные на чередовании умственных и физических нагрузок.


Периодически рекомендуется производить оценку промежуточного уровня сформированности коммуникативных учебных действий и эффективности работы в этом направлении с помощью диагностики. Так как процесс формирования учебных действий у учащихся с умственной отсталостью всегда идёт непросто, к его реализации необходимо привлекать родителей. Примером такой совместной работы могут быть конкурсы, участие в праздниках, беседах. [1, с. 55]


Для повышения социальной привлекательности образовательного учреждения можно использовать ресурсы интернет, создав сайт с продуманным дизайном и интересным наполнением, доступный для посещения обучающимися с ограниченным интеллектом. В качестве дополнения к обязательным разделам веб-страницы, определённым законодательством, можно использовать разделы, в которых описываются внеклассные мероприятия, достижения учащихся в различных формах деятельности, реализуемых проектах, творческих конкурсах.


Современная консолидированная образовательная программа начальной школы позволяет эффективно использовать базовый уровень организации учебной деятельности:

- учителям, работающим со школьниками с ограниченными интеллектуальными возможностями, рекомендуется разработать и реализовать на практике обновлённую образовательную программу;

- ввести в программу учебный курс, направленный на повышение уровня базовых коммуникативных учебных действий, включить его в учебный план;

- организовать совместную работу с родителями обучающихся.


Отметим, что итоговая отметка по результатам освоений обучающего курса не предусмотрена.

 

Выводы
Подводя итог, необходимо констатировать, что работа по повышению уровня сформированности основных коммуникативных учебных действий, применительно к учащимся с диагнозом умственная отсталость, является систематическим процессом, организованным в образовательном учреждении, а так же в форме внеурочной деятельности и работы с родителями, в семье.


Предложенная нами коррекционно-развивающая программа была реализована в общеобразовательном учреждении в учебно-воспитательном процессе. В эксперименте приняли учащиеся 2 класса. Повторная диагностика базового уровня коммуникативных учебных действий определила положительную динамику. На средний уровень с низкого поднялись три ученика, со среднего на высокий один.


Анализируя качество предложенного коррекционно-развивающегося проекта, мы смогли составить и предложить к реализации рекомендации, направленные на совершенствование сформированности базовых коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы, имеющих диагноз умственная отсталость.

 

Список литературы

 

1. Винтаева, Т. Н. Проблемы формирования предпосылок базовых регулятивных учебных действий у дошкольников с умственной отсталостью / Т. Н. Винтаева, Т. Ю. Мишенькина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – С. 53-57.

2. Галкина, В. А. К вопросу о формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени / В. А. Галкина // . – 2021. – № 4(79). – С. 59-63.

3. Головко, В. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младших классов через использование игровых технологий при обучении английскому языку / В. В. Головко // . – 2019. – № 10-1(50). – С. 31-39.

4. Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью / Т. А. Шкерина, А. В. Жарова, В. С. Розинкевич, К. Т. Филиппова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2021. – № 3(57). – С. 27-36.
5. Ильницкий, С. А. Рекомендации по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью / С. А. Ильницкий // . – 2023. – Т. 3, № 2(59). – С. 65-69.
6. Красова, А. А. Особенности сформированности личностных базовых учебных действий у младших школьников с легкой умственной отсталостью / А. А. Красова // . – 2021. – № 3-6(71). – С. 153-165.
7. Моржанаева, И. Н. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР / И. Н. Моржанаева // . – 2023. – Т. 1, № 3(60). – С. 152-158.
8. Скира, Е. В. Педагогические условия формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики / Е. В. Скира // . – 2022. – № 1(91). – С. 14-16.
9. Скира, Е. Особенности формирования регулятивных и познавательных базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллектуального развития / Е. Скира // Annali d'Italia. – 2022. – № 34. – С. 67-71.
10. Скуратовская, М. Л. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении / М. Л. Скуратовская, Е. А. Романова // Мир университетской науки: культура, образование. – 2020. – № 10. – С. 123-132.
11. Шкерина, Т. А. Формирование базовых коммуникативных учебных действий у подростков с умеренной умственной отсталостью / Т. А. Шкерина, О. Л. Беляева, Л. А. Брюховских // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 343-346.
12. Яковлева, И. М. Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в процессе обучения решению математических задач / И. М. Яковлева, Е. В. Скира // Специальное образование. – 2022. – № 1(65). – С. 150-161.

 

References

 

1. Vintaeva, T. N., Mishenkina, T. Yu. Problems of formation of prerequisites for basic regulatory educational actions in preschoolers with mental retardation // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 62-2. - P. 53-57.

2. Galkina, V. A. On the formation of cognitive basic educational activities in students with mild mental retardation / V. A. Galkina // . - 2021. - No. 4 (79). – P. 59-63.

3. Golovko, VV Formation of communicative universal educational actions of primary school students through the use of gaming technologies in teaching English / VV Golovko // . - 2019. - No. 10-1 (50). - P. 31-39.

4. Diagnosis of communicative educational actions of students of primary school age with mild mental retardation / T. A. Shkerina, A. V. Zharova, V. S. Rozinkevich, K. T. Filippova // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafiev. - 2021. - No. 3 (57). - P. 27-36.
5. Ilnitsky, S. A. Recommendations for the formation of regulative basic educational actions in students with mild mental retardation / S. A. Ilnitsky // . - 2023. - V. 3, No. 2 (59). - P. 65-69.
6. Krasova, A. A. Features of the formation of personal basic educational actions in junior schoolchildren with mild mental retardation / A. A. Krasova // . - 2021. - No. 3-6 (71). - P. 153-165.
7. Morzhanaeva, I. N. Formation of basic learning activities in students with moderate, severe mental retardation and TMND / I. N. Morzhanaeva // . - 2023. - V. 1, No. 3 (60). - P. 152-158.
8. Skira, E. V. Pedagogical conditions for the formation of basic educational actions in students with mental retardation in mathematics lessons / E. V. Skira // . - 2022. - No. 1 (91). - P. 14-16.
9. Skira, E. Features of the formation of regulative and cognitive basic educational actions in students with intellectual disabilities / E. Skira // Annali d'Italia. - 2022. - No. 34. - P. 67-71.
10. Skuratovskaya, M. L. Features of the formation of communicative universal educational actions in primary school students with learning difficulties / M. L. Skuratovskaya, E. A. Romanova // World of university science: culture, education. - 2020. - No. 10. - P. 123-132.
11. Shkerina, T. A. Formation of basic communicative learning activities in adolescents with moderate mental retardation / T. A. Shkerina, O. L. Belyaeva, L. A. Bryukhovskikh // Problems of modern pedagogical education. - 2022. - No. 75-2. - P. 343-346.
12. Yakovleva, I. M. Development of basic learning activities in students with mental retardation in the process of learning to solve mathematical problems / I. M. Yakovleva, E. V. Skira // Special Education. - 2022. - No. 1 (65). - P. 150-161.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос