Меню

Научная статья на тему - Развитие сферы социального предпринимательства с туризме

 

Аннотация: Вопросы социального туризма и услуг, предоставляемым этой сферой, в государствах развитого экономического характера выделены в приоритетный спектр, что выражается в постоянной работе над формированием новых сервисных подходов к оказыванию услуг, новых источников их финансового обеспечения через кредитование и привлечение инвестиций. Отрасль регионального социального туризма выступает также в качестве комплекса инструментов формирования у населения патриотического отношения к культурному и историческому государственному наследию, а также нивелирующим дифференцированное социального положение населения механизмом. Рост рыночного спроса на услуги сферы социального туризма, обусловленный растущим вниманием к политике социального спектра со стороны государственных структур, сопровождается логичным увеличением рыночного предложения. Создание эффективной системы, отвечающей на рост числа потенциальных потребителей обеспечением реализации их права на качественный отдых, формированием в регионах кадровых систем по организации новых рабочих мест и вакансий, обслуживающих растущий региональный туризм, работы над инфраструктурой, является, очевидно, целесообразным. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы развития сферы социального предпринимательства в туризме.

 

Ключевые слова: развитие экономики, развитие туризма, социальный туризм, социальное предпринимательство, развитие туристических дестинаций.

 

DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM

 

Abstract: The issues of social tourism and services provided by this area are highlighted in the developed economic states as a priority spectrum, which is reflected in the constant work on the formation of new service approaches to the provision of services, new sources of their financial support through lending and attracting investments. The branch of regional social tourism also acts as a set of tools for the formation of a patriotic attitude towards the cultural and historical state heritage among the population, as well as a mechanism that levels the differentiated social position of the population. The growth of market demand for social tourism services, due to the growing attention to the policy of the social spectrum on the part of government agencies, is accompanied by a logical increase in market supply. The creation of an effective system that responds to the growth in the number of potential consumers by ensuring the realization of their right to quality rest, the formation of personnel systems in the regions for the organization of new jobs and vacancies that serve the growing regional tourism, work on infrastructure, is obviously appropriate. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problem of development of the sphere of social entrepreneurship in tourism.

 

Keywords: economic development, tourism development, social tourism, social entrepreneurship, development of tourist destinations.

 

Настоящие экономические и политические условия, выражающиеся в уменьшающихся возможностях проведения отдыха для всё большего количества граждан зарубежом, обуславливают актуальность развития в Российской Федерации туризма внутреннего формата, что в перспективе даёт регионам РФ стабильный доход в бюджет, позволяющий использовать его на развитие собственной инфраструктуры, с сопутствующим формированием привлекательного общего государственного имиджа. [2, с. 334]


В перечень главных проблем развития отрасли социального туризма и его услуг входят: улучшение региональных количественных и качественных ресурсы фонда размещения клиентов; формирование выгодных условий для реализации услуг туристического сервиса; разработка единого свода данных; эффективное применение рекламных, самопродвигающих инструментов популяризации услуг регионального туризма; проведение необходимых реорганизационных действий по актуализации базы нормативно-правовых норм. Создание алгоритма определения регионов, имеющих более привлекательные сравнительные перспективы развития социального туризма, также является важным вопросом рассматриваемой темы, и может быть осуществлено на основе рейтинговой оценки в баллах.


Комплекс мер, осуществлённый в вышеназванных направлениях, создаст возможности реализации права на отдых в формате внутригосударственного туризма большой части населения Российской Федерации, с одновременным финансовым эффектом, обеспечивающим помощь в развитии общей инфраструктуры задействованных регионов. [6, с. 114]


Начальное формирование и последующий прогресс регионального социального туризма предполагают наличие в региональный ресурсах соответствующей инфраструктуры, одним из базовых параметров развитости которой является количественная оценка средств размещения: организации санаторно-курортного формата и другие соответствующие задаче реализации клиентского отдыха организации.


Исследование информации о средствах размещения говорит о следующей устойчивой тенденции: увеличение числа отелей и гостиниц, при среднем 6-процентном приросте от общего количества в год, сопровождается снижением числа туристских баз и других предприятий санаторно-курортных организаций – на 12 процентов. Что говорит о необходимости отдельного внимания к сохранению и развитию санаторно-курортного фонда РФ, увеличению количества оздоровительных учреждений для детей и тому подобных заведений сферы услуг российского внутреннего туризма. [3, с. 25]

 

Транспортное сообщение и обеспечение его надлежащими ресурсами также является важным элементом инфраструктуры туризма. Исследованные данные говорят, что на сегодняшний момент наблюдается стадия его активного развития, особенно в сегменте автомобильного дорожного строительства. Довольно интенсивно, согласно проведённому анализу информации, происходит и развитие объектов, так называемой «туристической привлекательности». [11, с. 12]


Комплекс эффективных взаимодействий всех субъектов отрасли регионального социального туризма обеспечит полную реализацию поставленных перед ним задач.


Таблица 1. Модельное управление социальным туризмом

Цели развития

 

- формирование массового туризма;

- имиджевой развитие государства;

- патриотическое воспитание;

- работа над социальными вопросами;

- создание рабочих мест и вакансий;

- региональное развитие через рост туристических потоков

Решаемые проблемы

- увеличение и улучшение региональных фондов средств размещения;

- формирование базы данных, рекламирование туризма внутригосударственного формата;

- формирование привлекательных бизнес-условий для сферы социального туризма;

- актуализация применяемых нормативных и правовых норм

Управленческие средства

развитием

социального

туризма

Органы управления

- федерального уровня

- ассоциации, объединения некоммерческого формата

- предприятия гостинично-

туристической отрасли

Нормативно-правовая документация

-    Нормативно-правовые акты субъектов РФ

-    Федеральный закон «Об основах туристской деятельности»

Управленческие методы

Экономического влияния

- воздействие через регулировку цен

- воздействие путём применения налоговых поощрений

- финансово-кредитная воздействие

- воздействие через регулировку системы инвестиционных составляющих

Административно-правового влияния

- воздействие путём контроля за исполнением норм права

- воздействие путём контроля за качеством предоставляемых услуг

Организационные

- мониторинг качества предоставляемых услуг

- обучение и подготовка кадров, их профессиональное переучивание

- работа над более высоким качеством применения технологий сферы ИТ при реализации предоставляемых услуг

Социально-психологического воздействия

-    минимизация рисков, вызванных социальным расслоением;

-воспитание интересов широкого спектра у представителей молодёжи и в детской среде;

- создание патриотических настроений;

-    нивелирование населения в праве на отдых

-    формирование доступной для массового и индивидуального отдыха среды

Программно-целевого назначения

-    внедрение оценочной рейтинговой системы регионов;

-    формирование региональной системы оказывания туристических услуг

 

Совокупное и эффективное использование методов и средств, обозначенных выше в Таблице 1, преследует цель получения значимых результатов в широком положительном спектре влияния на туристическую государственную сферу, в том числе региональную. В частности, это: [8, с. 59]

- широкомасштабная сетевая формация социального туризма в государстве;

- формирование новых рабочих мест и вакансий;

- инфраструктура высокого качества в региональных и федеральных туристических центрах;

- стабильные финансовые поступления в региональные бюджеты;

- устранение (или минимизация) ряда социальных вопросов;

- осуществление задач просветительского и воспитательного характеров;

- повышение региональной инвестиционной привлекательности;

- работа над государственным положительным имиджем путём популяризации внутреннего туризма.

 

Социальная политика Российской Федерации, направленная на снижение общественной социальной напряжённости, системное формирование воспитания детей и молодёжи в патриотическом ключе и на развитие оздоравливающих региональную экономику систем, закономерно отражается во внимании проявляемом к развитию государственного социального туризма, основная задача которого состоит в предоставлении возможностей реализации права на отдых через ознакомление с историческим и культурным региональным наследием широких масс населения, принадлежащих к слоям, испытывающим тяготы социальной незащищённости.


Расширенным назначением социального туризма, в дополнении предоставляемым возможностям внутреннего туризма, является экономически эффективная монетизация объектов национального российского достояния, природного, исторического и культурного фонда России, чьи ресурсы в настоящее время используются очевидно незаслуженной малой частью.


Разработка и внедрение соответствующего комплекса методик и управленческих моделей является необходимым шагом в формировании системы управления сферой социального туризма, содержащей в себе инструменты оценки планирования и прогнозного функционирования, понятность на уровне исполнительного кадрового состава, универсальность и мобильность для применения в регионах разного географического и экономического положения. [9, с. 31]


Управление системой на эффективном уровне обеспечивается участием соответствующих квалифицированных кадров, чьими усилиями создаётся единый свод информации, с назначением определять потенциальные региональные возможности в приёме туристов, выявлять зоны, требующие повышенного внимания в плане осуществления запланированных квот по приёму клиентов и предоставлению им максимально возможного спектра услуг туристической сферы.


Список задач, стоящих перед создателями подобной системы развития социального туризма, выглядит следующим образом: [7, с. 339]

1. Прогнозирование ресурсных региональных потребностей;

2. Определение сравнительных региональных перспектив;

3. Выявление скрытых региональных потенциалов и определение маршрута развития социального туризма с их использованием.

 

В данной работе представлены этапы модельного подхода к осуществлению услуг сферы социального туризма.

 

 

Рис. 1. Этапы создания системы управления развитием сферы услуг социального туризма


Удобность применения поэтапной методики рейтингового оценивания в балльном формате определяется многофакторностью и структурной сложностью регионов, как объектов сравнения. [12, с. 208]

 

Представленная методика базируется на оценке экспертных специалистов, чем обусловлено обязательное наличие первого этапа, связанное с поиском и наймом соответствующих экспертных кадров, в задачу которых входит выработка экспертной оценки всех составляющих региональной инфраструктуры, на основании тщательно изученных региональных показателей. Кадровый состав экспертной группы может состоять из профессиональных аналитиков, специалистов, представляющих Комитет по туризму, представителей туристических фирм и предприятий и т.д.

 

 

Рис. 2. Методика рейтинговой оценки региональной инфраструктуры.

 

Ввиду того, что все региональные структурные составляющие эффективности в общей структуре обладают своим влиянием, посчитано логичным определить их пороговые значения в нормативной форме, и оценивать параметры и критерии региональной туристской привлекательности по шкале от «0» до «5», где «0» является минимальным значением, а «5» максимальным значением привлекательности.


Экспертная рейтинговая оценка производится путём исследования следующих групп туристической инфраструктуры: [4, с. 721]

1. Фактическое состояние средств размещения, включающее в себя количественные параметры ресурсов размещения, состояние эксплуатационной интенсивности использования ресурсов гостиничного фонда и тому подобное;

2. Состояние структуры транспортного обеспечения, оцениваемого по совокупному километражу автодорог, суммарной протяжённости междугородних трасс, предназначенных для транспорта общественного пользования, пассажирской пропускной способности имеющихся в наличии региона станций, терминалов и вокзалов, по их общему количеству;

3. Наличие объектов, обеспечивающих региону «туристическую привлекательность», выражающуюся в богатстве выбора предлагаемых регионом к посещению туристами художественных театров, концертных залов, маршрутов для экскурсий, заповедников, музейных заведений и тому подобного;

4. Региональная привлекательность для инвестиций, основывающаяся на анализе показателей региона по достигнутым уровням инвестиций основного капитала - как в экономической совокупности, так и в отдельные конкретные отрасли;

 

По результатам проведённого исследования экспертов вырабатывается общий показатель туристской привлекательности региона, включающийся впоследствии в рейтинговый региональный перечень, отражающий реально ситуацию в определении максимально перспективных для развития социального туризма регионов и выявлении их сильных и слабых, требующих повышенного внимания, сторон. [1, с. 221]

 

Повысить степень свой конкурентоспособности и поднять уровень эффективности взаимодействия элементов сферы услуг социального туризма можно, задействовав разработанный в процессе исследования алгоритм оказания услуг клиентам рассматриваемого сегмента туризма РФ. Согласно выработанной схеме, социальные туристы заранее подают запрос на предоставлении им услуг льготного туризма в виде целевого заявления туроператору. В локальных отделениях соцзащиты по месту жительства заявителя заявление учитывается и через представление подтверждающих основания на право социального туризма личные документы оформляется в установленной нормативными актами форме через организации профессионального союза, он-лайн на сайте туроператора или по номеру телефона.

 

 

Рис. 3. Схема взаимодействия субъектов туризма социального характера

 

Создание и поддержание в перманентно актуальном состоянии единой базы социального туристского предложения, как и ответственность за качество обслуживания туристов возлагается на субъекта, предоставляющего услуги туристического оператора. Ему надлежит обеспечить оперативное рассмотрение заявки клиента, претендующего на социальный тур, с переадресацией её конкретному туристическому агенту. Турагент, выйдя на связь непосредственно с клиентом, ставит его в известность обо всех необходимых деталях путешествия, включая адрес ближайшего места, принимающего оплату поездки. После осуществления запланированного тура клиент в качестве подтверждения оказания социальных услуг ставит подпись на счёт-фактуре, являющейся документом, на основании которого туроператор запрашивает у профсоюза, предприятия или государства компенсацию оказанных в виде социальных льгот туристических услуг. [10, с. 96]

 

В случае взаимодействия туроператоров с представителями организаций профессиональных союзов туры льготного социального формата могут быть предоставлены клиентам за счёт кассы профсоюзных членских взносов.

 

Преследуя цель максимально эффективного развития и улучшения сферы услуг социального туризма, Ассоциация социального туризма осуществляет перманентный мониторинг качества вверенной ей отрасли, формирует и регулярно обновляет базу субъектов социального туризма, сопровождая их деятельность экспертной официальной оценкой, размещённой в открытом доступе на интернет-сайте Ассоциации, содержащем полный перечень вовлечённых в оказание услуг социального туризма операторов, с возможностью для потребителей оставить и собственное мнение в виде отзыва. Также Ассоциация отдаёт должное и рассмотрением поступивших жалоб и претензий, с выработкой рекомендаций конкретным туроператорам по ликвидации конкретных претензий. [5, с. 76]


Для пенсионеров, инвалидов и прочих социально незащищённых групп населения представленная модель социального туризма финансируется из средств государственного налогового обложения. Для клиентов-сотрудников предприятий – из членских взносов в фонды их профсоюзов.


Современная концепция развития услуг сферы социального туризма в Российской Федерации строится на учёте региональных особенностей, с прогнозированием потенциального уровня инвестирования и предполагает взаимодействие субъектов социального туризма на всех управленческих и хозяйственных ступенях.


Выводы

Изложенная концепция развития сферы услуг социального туризма, ввиду выявленных социальных, экономических и демографических факторов, требует комплексного подхода к собственной реализации, с первоочередным вниманием, оказываемым таким вопросам, как определение регионов с максимальным потенциалом для последующего формирования в них центров туризма социальной направленности, и построение системы взаимного функционирования всех субъектов рассматриваемой сферы.

 

При осуществлении оценки потенциальной региональной перспективности предлагается применять поэтапную схему, оценивающую перспективы региона, проводящую сравнительную оценку и вырабатывающую прогноз инвесторской активности. Алгоритм позволяет сводить в систему региональный сбор и анализ данных, с последующим использованием их в сфере услуг социального туризма как основы решения базовых задач.


Предложенные методики оценки регионального потенциала в аспекте создания и развития в регионах Российской Федерации функционально самодостаточного сегмента социального туризма и представленная схема взаимных действий субъектов, задействованных в процессе реализации программ социального туризма, согласуется с текущими результатами исследования настоящей сферы услуг социального туризма в Российской Федерации и выводит представления о российском региональном социальном туризме на уровень принятия его совокупного государственного комплекса как эффективного и своевременного инструментария прогрессивного развития социально-экономической политики национально значимого уровня.

 

Список литературы

 

1. Езаов, А. А. Региональные особенности развития малого предпринимательства в сфере туризма / А. А. Езаов, Е. А. Ксенофонтова // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 7. – С. 216-225.
2. Костин, Д. С. Краудфандинг как элемент развития молодежного предпринимательства в сфере туризма / Д. С. Костин, Л. М. Гайдукевич // Минск: Белорусский государственный университет, 2019. – С. 331-336.
3. Любарская, М. А. Экотуризм как направление развития социального предпринимательства в сфере гостеприимства / М. А. Любарская, Т. А. Акинбумити // Экономический вектор. – 2019. – № 2(17). – С. 20-28.
4. Мусина, В. С. Роль инноваций в развитии сферы социально-культурного сервиса и туризма / В. С. Мусина, В. С. Суханов // Аллея науки. – 2018. – Т. 4, № 8(24). – С. 717-725.
5. Неучева, М. Ю. Предпринимательство в сфере туризма как социально-экономическая основа развития региона / М. Ю. Неучева, А. У. Кудакаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – № 3(141). – С. 74-78.
6. Предпринимательство в сфере сельского туризма: опыт и тенденции развития / Е. Л. Заднепровская, Т. Н. Поддубная, Е. А. Еремина [и др.]. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. – С. 109-115.
7. Русакевич, А. Ю. Социальное предпринимательство в сфере туризма / А. Ю. Русакевич, С. Н. Калюгина // Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2019. – С. 338-339.
8. Слемзина, А. О. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в сфере туризма / А. О. Слемзина // Тула: Издательство ТулГУ, 2021. – С. 53-61.
9. Ходковская, Ю. В. Социальные функции предпринимательства и специфика их развития в сфере туризма / Ю. В. Ходковская, Д. А. Карачева // Сибирская финансовая школа. – 2020. – № 4(140). – С. 28-35.
10. Хугаев, А. А. Институционализация социального предпринимательства в сфере туризма: основные аспекты социологического анализа / А. А. Хугаев // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2022. – № 6(57). – С. 92-98.
11. Чистякова, О. В. Инновационные направления развития предпринимательства в сфере туризма в Прибайкалье / О. В. Чистякова // Baikal Research Journal. – 2020. – Т. 11, № 4. – С. 5-18.
12. Яхъяев, М. А. Методы развития и обеспечения конкурентоспособности предпринимательства в сфере туризма / М. А. Яхъяев, И. М. Богданова // Путеводитель предпринимателя. – 2019. – № 43. – С. 200-211.

 

References

 

1. Ezaov, A. A. Regional features of the development of small business in the tourism sector / A. A. Ezaov, E. A. Ksenofontova // Innovations and investments. - 2020. - No. 7. - P. 216-225.
2. Kostin, D. S. Crowdfunding as an element of the development of youth entrepreneurship in the field of tourism / D. S. Kostin, L. M. Gaidukevich // Minsk: Belarusian State University, 2019. - P. 331-336.
3. Lyubarskaya, M. A. Ecotourism as a direction for the development of social entrepreneurship in the field of hospitality / M. A. Lyubarskaya, T. A. Akinbumiti // Economic vector. - 2019. - No. 2 (17). - P. 20-28.
4. Musina, V. S. The role of innovations in the development of the sphere of social and cultural service and tourism / V. S. Musina, V. S. Sukhanov // Alley of Science. - 2018. - V. 4, No. 8(24). – P. 717-725.
5. Neucheva, M. Yu. Entrepreneurship in the field of tourism as a socio-economic basis for the development of the region / M. Yu. Neucheva, A. U. Kudakaeva // Economics and management: a scientific and practical journal. - 2018. - No. 3 (141). - P. 74-78.
6. Entrepreneurship in the field of rural tourism: experience and development trends / E. L. Zadneprovskaya, T. N. Poddubnaya, E. A. Eremina [and others]. - Krasnodar: Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 2019. - P. 109-115.
7. Rusakevich, A. Yu. Social entrepreneurship in the field of tourism / A. Yu. Rusakevich, S. N. Kalyugina // Stavropol: Limited Liability Company "SEQUOYA", 2019. - P. 338-339.
8. Slemzina, A. O. Problems and prospects for the development of small business in the tourism sector / A. O. Slemzina // Tula: TulGU Publishing House, 2021. - P. 53-61.
9. Khodkovskaya, Yu. V. Social functions of entrepreneurship and the specifics of their development in the field of tourism / Yu. V. Khodkovskaya, D. A. Karacheva // Siberian Financial School. - 2020. - No. 4 (140). - P. 28-35.
10. Khugaev, A. A. Institutionalization of social entrepreneurship in tourism: the main aspects of sociological analysis / A. A. Khugaev // Kazan Social and Humanitarian Bulletin. - 2022. - No. 6(57). - P. 92-98.
11. Chistyakova, O. V. Innovative directions for the development of entrepreneurship in tourism in the Baikal region / O. V. Chistyakova // Baikal Research Journal. - 2020. - T. 11, No. 4. - P. 5-18.
12. Yakhyaev, M. A. Methods of development and ensuring the competitiveness of entrepreneurship in the field of tourism / M. A. Yakhyaev, I. M. Bogdanova // Entrepreneur's Guide. - 2019. - No. 43. - P. 200-211.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос