Меню

Научная статья ВАК на тему - Цифровизация региональной трапортно-логистической инфраструктуры

 

Аннотация: Развитие транспортно-логистической отрасли с учетом расширения возможностей цифровой экономики играет важную роль, как на национальном, так и на региональном уровнях. Взаимодействие данной отрасли с другими экономическими секторами улучшает логистические услуги и обеспечивает стабильность работы экономики. Инновации и научные разработки способствуют решению экономических проблем, а применение цифровых инноваций в транспортных компаниях повышает их конкурентоспособность и ускоряет тенденции интеграции цифровых решений. Цифровая трансформация транспортно-логистического сектора позволяет добиться значительного улучшения процессов внутри самой отрасли, а также выступает важной составляющей регионального развития. Объектом исследования является региональная транспортно-логистическая инфраструктура. Цель исследования заключается в определении перспективных подходов к цифровизации региональной транспортно-логистической инфраструктуры, способствующих повышению её эффективности и конкурентоспособности. Методы исследования: изучение и анализ литературы и публикаций по проблемам развития транспортно-логистической инфраструктуры, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Научная новизна исследования: формирование комплекса стратегических рекомендаций и методик по внедрению цифровых технологий в управление транспортными и логистическими процессами на региональном уровне. В рамках данного исследования проводится анализ стимулирующих факторов цифрового преобразования транспортно-логистической отрасли, изучается специфика создания цифровых платформ и предлагаются способы повышения эффективности организаций данной отрасли через внедрение цифровых технологий.

 

Ключевые слова: развитие экономики, развитие транспортно-логистической отрасли, возможности цифровой экономики, повышения эффективности организации отрасли.

 

DIGITIZATION OF REGIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE

 

Abstract: The development of the transport and logistics industry, taking into account the expanding capabilities of the digital economy, plays an important role both at the national and regional levels. The interaction of this industry with other economic sectors improves logistics services and ensures the stability of the economy. Innovations and scientific developments contribute to solving economic problems, and the use of digital innovations in transport companies increases their competitiveness and accelerates trends in the integration of digital solutions. The digital transformation of the transport and logistics sector allows for a significant improvement in processes within the industry itself, and also acts as an important component of regional development. The object of the study is the regional transport and logistics infrastructure. The purpose of the study is to identify promising approaches to the digitalization of regional transport and logistics infrastructure, contributing to increasing its efficiency and competitiveness. Research methods: study and analysis of literature and publications on the problems of development of transport and logistics infrastructure, analysis, synthesis, generalization, induction, deduction. Scientific novelty of the research: the formation of a set of strategic recommendations and methods for the introduction of digital technologies in the management of transport and logistics processes at the regional level. As part of this study, the stimulating factors for the digital transformation of the transport and logistics industry are analyzed, the specifics of creating digital platforms are studied, and ways to improve the efficiency of organizations in this industry through the introduction of digital technologies are proposed.

 

Keywords: economic development, development of the transport and logistics industry, opportunities for the digital economy, increasing the efficiency of industry organization.

 

Современное общество и экономика характеризуются всепроникающим влиянием цифровых изменений, которые выступают ключевым фактором прогресса. Желание быть в технологическом тренде и получать планируемую выгоду, предполагает включение со стороны государственных и региональных лидеров активной цифровой трансформации в стратегии и программы развития подконтрольных территорий. Инициация подобных проектов направлена на устранение различий между регионами, расширение экономического пространства, усиление мобильности, повышение прозрачности экономических систем и ответ на глобальные вызовы.


Одним из важнейших объектов цифровизации выступает трапортно-логистическая инфраструктура которая в региональном контексте включает работу транспорта, логистической сферы и разработку составляющих «умных городов». Данные компоненты относятся к концепции «цифровой транспортной инфраструктуры», куда помимо них входят инновационные и информационно-коммуникационные системы [6].


Транспортно-логистическая инфраструктура является основополагающей для экономики региона и непосредственно воздействует на динамику ее показателей. Цифровая модернизация в этом секторе является необходимой для развития цифровой экосистемы, основанной на платформенном подходе. Цифровые решения, выступая фундаментом для такой экосистемы, обеспечивают формирование и внедрение новых видов кооперации и взаимодействия между участниками транспортно-логистической сети.


Эффективное выполнение задач цифровой трансформации в этой области требует выбора оптимальных научных методов и подходов, в число которых входит разработка прикладных решений, цифровых интегрированных платформ, необходимая программная поддержка, а также реализация цифровой экосистемы нового поколения.


В настоящее время в России цифровизация транспортных систем выделяется как приоритетное направление в рамках перехода к новым технологиям и предполагает разработку методической базы для цифровых преобразований [5].


Задачи государства в области развития региональной транспортной системы направлены на улучшение условий жизни населения, стимулирование экономического роста, укрепление экономической безопасности, а также на реализацию транспортного потенциала страны с минимальным экологическим воздействием. Основными стратегическими целями в данном направлении являются:

- улучшение связанности территорий;

- рост мобильности населения, повышение туристической активности;

- ускорение транзитных перевозок и интеграцию мультимодальных логистических решений;

- продвижение в направлении цифровизации и снижения углеродного следа отрасли [7].

 

Вместе с тем, как отмечают эксперты, в настоящее время уровень организации транспортно-логистической инфраструктуры в регионах России не достигает необходимого номинала для полноценной интеграции информационных технологий. Кроме того, строительство региональных инфраструктурных объектов часто происходит без должного внимания к качеству. Исследования показывают, что качество услуг транспортных компаний в регионе не всегда соответствует установленным требованиям и характеризуется значительной ведомственной разрозненностью, слабой координацией и прямым несоответствием современным нормативам. Большинство региональных транспортных компаний России использует отдельные, не связанные между собой информационные системы, что создает препятствия на пути к единому подходу к цифровизации и в целом тормозит технологическое развитие.


Важная задача в данном контексте – разработка концептуальных и технологических решений для организации уникальной региональной модели транспортно-логистической инфраструктуры, базирующейся на принципах цифровизации.


Использование цифровых технологий, в частности, разработка информационно-логистических систем и цифровых платформ, может кардинально улучшить качество российских региональных транспортных услуг и требует формирования приоритетов в процессах цифровой трансформации отрасли с учетом текущих тенденций.


Вопросы цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры также важны и для Евразийской экономической комиссии. В рамках транспортного комплекса основной акцент делается на применении технологий «Индустрии 4.0», куда входят автоматизация деятельности компаний, концепция IoT и продвинутая обработка данных и ряд других технологий. Их успешная интеграция является катализатором для роста региональной экономики и, как следствие, повышения конкурентоспособности национальной экономики.


В современной транспортно-логистической индустрии ключевыми рыночными факторами, стимулирующими цифровую трансформацию, являются расширение базы потребителей услуг, ускоренная динамика электронной коммерции и стратегические политические и экономические проекты на уровне государств и международных союзов.


Прогнозы указывают, что через 25 лет мировое население достигнет 9 миллиардов человек. Данная тенденция потребует значительного расширения и усовершенствования транспортных сетей, а также повышения логистических возможностей для реализации процессов доставки грузов. Помимо этого, проживание большинства людей в крупных городах потребует усиленных мер по организации безопасности в оказании логистических услуг.


Тенденция развития электронной коммерции обуславливает необходимость адаптации логистических систем к возрастающим объемам доставок, особенно в B2C секторе, и сопровождается ростом потребительских запросов. Адаптация к цифровой экономике в секторе B2B требует применения передовых цифровых логистических решений, которые поддерживают интеграцию и трансформацию всех отраслей.


Глобальные, национальные и региональные политические инициативы формируют комплекс стандартов в области оказания логистических услуг, направленный на гармонизацию торговой политики в различных экономических союзах (НАФТА, ЕАЭС, ЕС, АСЕАН).


Также на логистические операции на всех уровнях существенным образом влияет растущая значимость экологических стандартов процессов транспортировки и технологические инновации. Внедрение таких технологий, как блокчейн, роботизация и использование беспилотных дронов, радикально меняет логистическую деятельность. Блокчейн способствует оптимизации цепочек поставок и обеспечивает надежное хранение данных, а роботизированные системы и беспилотные транспортные средства вносят значительный вклад в автоматизацию и повышение эффективности логистических процессов [4, с. 18]. Ожидается, что в среднесрочной перспективе число подключенных к Интернету вещей устройств увеличится более чем в шесть раз по сравнению текущим периодом [3, с. 73].


Важную роль в цифровизации транспортной инфраструктуры играет Интеграция элементов умного транспорта. Ключевые элементы включают в себя автоматизированные устройства для взвешивания транспортных средств, системы автоматического сбора платежей, мониторинг климатических условий, видеонаблюдение, а также автоматическое обнаружение нарушений правил дорожного движения.


Внедрение этих технологий, с учетом использования потенциала искусственного интеллекта, может значительно увеличить объемы грузоперевозок, повысить безопасность и качество транспортной инфраструктуры, улучшить контроль за соблюдением дорожного движения и уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий.


Транспортно-логистический комплекс региона отличается высокой чувствительностью к внешним шокам, но в то же время обладает способностью быстро адаптироваться и в целом демонстрирует динамичное развитие. Данное утверждение актуально и для региональной транспортной инфраструктуры, ее элементов и участников.


Анализ государственных программ и наблюдаемых тенденций показывает, что ключевым направлением для улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации выступает развитие цифровой транспортной инфраструктуры. Эффективность транспортной системы в значительной степени определяется мобильностью, которая должна соответствовать ускоренному ритму современной жизни и бизнеса. Цифровизация как мировой тренд требует от российских регионов быстрой адаптации к новым условиям для поддержания конкурентных преимуществ.


Внедрение цифровых технологий в транспортную систему региона, развитие новых коммуникационных и информационных структур значительно повышает его социально-экономический потенциал конкурентоспособность и качество жизни населения [6].


Центральный компонент реализации цифровых инициатив в рамках региональной транспортно-логистической инфраструктуры – это цифровая платформа, представляющая собой интегрированную информационную систему, которая объединяет в себе ПО, сервисы, решения и технологии, и позволяет создать общую информационно-коммуникационную среду для взаимодействия участников цифровой экосистемы.


Цифровая интегрированная платформа позиционируется как аналитический центр по управлению потоками данных в рамках экосистемы и воплощает новую модель транспортно-логистического бизнеса, которая обеспечивает безшовное взаимодействие участников и способствует кооперации в разработке цифровых ресурсов.


Создание цифровых платформ дает возможность организовать унифицированную информационную среду, которая интегрирует разнообразные ресурсы для обслуживания клиентов логистических компаний и развивает цифровые сервисы на основе технологического сотрудничества.


Цифровые платформы способствуют взаимодействию между разными уровнями рынка, в частности, отношениям между компаниями и потребителями (B2C), между компаниями (B2B), между потребителями (C2C) и между бизнесом и государством (B2G).


Эволюция таких платформ прошла несколько этапов:

- выполнение разрозненных логистических функций в 1950-1970 годы;

- организация централизации логистических функций в 1980-2000 годы;

- формирование современных логистических платформ в настоящее время.


Транслогистическая платформа, как относительно новая форма цифровизации региональной транспортной инфраструктуры, представляет собой единое экономическое пространство и характеризуется следующими возможностями:

- работа по единым стандартам управления;

- объединение участников глобальной цепи поставок;

- обеспечение создания добавленной стоимости на международном уровне.

 

Существуют два ключевых подхода к созданию транслогистических цифровых платформ: территориальный и информационный. К территориальным платформам, например, можно отнести платформу European Logistics Platform, которая обеспечивает централизованное управление деятельностью участников и улучшение качества услуг через коллаборацию на высоком уровне.


К информационным платформам относится LOGINK, нашедшая применение в транспортно-логистических сферах Китая, Японии и Кореи. Она фокусируется на межорганизационном сотрудничестве, помогает одновременно повышать качество сервиса и снижать операционные издержки, а также укрепляет интеграцию информационных потоков и стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в этой области [2].


Создание региональной цифровой интегрированной платформы должно следовать строгому алгоритму, который в общем виде представлен на рисунке 1.

 


Рисунок 1. Алгоритм создания региональной цифровой интегрированной платформы

 

Изначально важно провести исследование текущих и будущих потребностей в транспортно-логистической отрасли и возможностей современных технологий. При этом, необходимо иметь ввиду, что эффективная структура интегрированной платформы начинается с разработки информационной базы для государственного и муниципального управления, которая собирает и интегрирует данные на специализированном портале. Важным фактором успешной цифровизации является применение зарубежного опыта и международных стандартов цифровой интерактивности и создание специализированного функционального портала.


Далее требуется осуществить сбор комплексных данных участников отрасли на данном портале, который в перспективе станет основой для цифровых активов и будет поддерживать процедуры цифровой трансформации транспортной деятельности.


Архитектура цифровой интегрированной платформы формируется через взаимодействие различных уровней: базового, технологического и прикладного. Данное взаимодействие в итоге позволит разрабатывать алгоритмы по оптимизации транспортных перевозок.


Задачи цифровой трансформации необходимо структурировать по длительности выполнения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, а также согласно их уровню сложности. Краткосрочные задачи включают разработку и реализацию цифрового портала для государственного управления, а также анализ международного опыта в контексте цифровых стандартов, применимых в транспортно-логистической индустрии. Среднесрочные задачи предполагают создание информационной инфраструктуры базы цифровой интегрированной платформы, а долгосрочные задачи дальнейшее расширение и углубление данной инфраструктуры [1, с. 47].


В соответствии с задачами цифровой трансформации, реализация цифровой интегрированной платформы в транспортно-логистическом секторе также должна быть разделена на разные временные отрезки. Предполагается выполнение краткосрочных подготовительных работ, необходимых для заложения основы, среднесрочных проектных решений и долгосрочной реализации структурных элементов платформы.


На государственном уровне требуется разработка и внедрение законодательных мероприятий по развитию цифровизации транспортно-логистической инфраструктуры. Данные документы должны регулировать основные направления по внедрению цифровых технологий в инфраструктуру региона.


Важно отметить актуальность конкретизации векторов цифровизации и формирования основы для долгосрочного стратегического планирования и развития транспортно-логистической экосистемы.


Необходимо также учитывать глобальные тенденции в применении информационных технологий для определения, какие из них могут повысить эффективность обслуживания в региональном транспортно-логистическом секторе. В качестве примера успешной практики можно привести упомянутую выше китайскую платформу LOGINK, которая служит открытой информационной системой, улучшающей управление транспортными процессами на разных уровнях.


В настоящее время в региональной транспортно-логистической индустрии ежедневно производится и циркулирует множество транспортных документов, содержащих данные для управления перевозками.


На данном этапе требуется уход от бумажного документооборота, что предполагает интеграцию всех данных в единую информационную систему. Данная система будет выполнять функции предоставления информационных и консультационных услуг, а также цифрового взаимодействия всех участников в едином информационном пространстве.


На последнем этапе осуществляется непосредственное создание платформы, которая включает следующие площадки:

- базовая – выполняет функции сбора и агрегации транспортных данных от участников экосистемы и служит фундаментом для последующих операций и процессов в рамках платформы;
- инструментальная – разрабатывается для предоставления технологий обработки и анализа данных, полученных от базовой площадки. Она включает в себя программное обеспечение по моделированию и прогнозированию, инструменты по обработке больших данных, а также комплекс логистических приложений;
- прикладная – служит для разработки и реализации конкретных приложений и сервисов. Включает пользовательские интерфейсы, мобильные приложения, клиентские порталы и другие цифровые сервисы.

 

В заключение можно отметить, что цифровизация региональной транспортно-логистической инфраструктуры является важным фактором устойчивого развития транспортных систем и повышения конкурентоспособности регионов. К основным этапам цифровизации относятся исследование потребностей в транспортно-логистической отрасли, разработка специализированного портала для государственного управления, построение информационной базы, интеграция всех данных в единую информационную систему и создание цифровой интегрированной платформы.


Список литературы

 

1. Булатова, Н.Н. Цифровое развитие региональной транспортнологистической инфраструктуры / Н.Н. Булатова, Е.Л. Дугина, Е.В. Доржиева // π-Economy. – 2024. – №1. – С. 41-54.

2. Коростелев, В. Китайская национальная платформа для транспорта и логистики LOGINK – пример реализации цифровой экономики / В. Коростелев. URL: http://seanews.ru/2017/11/30/kitajskaja-nacionalnaja-platforma-dl (дата обращения: 07.06.2024).

3. Марусин, А.В. Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы / А.В. Марусин, Т.Х. Аблязов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9. № 3А. – С. 71-78.

4. Меренков, А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики / А.О. Меренков // Управление. – 2017. – №4 (18). – C. 17-21.

5. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353. (дата обращения: 07.06.2024).

6. Пьянкова, С.Г. Цифровизация транспортной инфраструктуры региона. Российский и зарубежный опыт / С.Г. Пьянкова, Е.С. Заколюкина // Экономические исследования. – 2022. – №3. URL: https://myeconomix.ru/upload/iblock/4d3/hmpfmxhh8xw76ye054rq1k2dtyq7sy2o.pdf. (дата обращения: 07.06.2024).

7. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403056321. (дата обращения: 07.06.2024).

 

References

 

1. Bulatova, N.N. Digital development of regional transport and logistics infrastructure / N.N. Bulatova, E.L. Dugina, E.V. Dorzhieva // π-Economy. - 2024. - No. 1. - P. 41-54.
2. Korostelev, V. Chinese national platform for transport and logistics LOGINK - an example of the implementation of the digital economy / V. Korostelev. URL: http://seanews.ru/2017/11/30/kitajskaja-nacionalnaja-platforma-dl (date of access: 06/07/2024).
3. Marusin, A.V. Features of the digital transformation of the transport and logistics sector / A.V. Marusin, T.Kh. Ablyazov // Economy: yesterday, today, tomorrow. – 2019. – Vol. 9. No. 3A. – P. 71-78.
4. Merenkov, A.O. Industry 4.0: German experience in developing digital transport and logistics / A.O. Merenkov // Management. – 2017. – No. 4 (18). – P. 17-21.
5. On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of February 28, 2024 No. 145. // Information and legal portal "Garant". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353. (date accessed: 07.06.2024).
6. Pyankova, S.G. Digitalization of the regional transport infrastructure. Russian and foreign experience / S.G. Pyankova, E.S. Zakolyukina // Economic Research. - 2022. - No. 3. URL: https://myeconomix.ru/upload/iblock/4d3/hmpfmxhh8xw76ye054rq1k2dtyq7sy2o.pdf. (Accessed: 06/07/2024). 7. Transport Strategy of the Russian Federation until 2030 with a Forecast for the Period up to 2035 // Information and Legal Portal "Garant". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403056321. (Accessed: 06/07/2024).

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос