Меню

Научная статья ВАК на тему - Влияние инновационных методов профессиональной подготовки авиационных специалистов на повышение уровня безопасности полетов

 

Аннотация: Эффективная подготовка авиационных специалистов представляет собой важнейший элемент в обеспечении безопасности гражданских перелетов. К одному из наиболее инновационных методов в области профессионального обучения лётных экипажей относится программа «Evidence Based Training». Сегодня в нескольких крупнейших авиакомпаниях РФ уже активно проводится работа, направленная на ее внедрение в процесс подготовки и проверки квалификации пилотов, что подтверждает актуальность данного исследования. Объект исследования: Программа обучения «Evidence Based Training» («EBT»), как инновационный метод профессиональной подготовки авиационных специалистов, способствующий повышению безопасности перелётов, а также перспективы её внедрения. Методы исследования: изучение методической и научной литературы в области компетентностного подхода и анализа фактических данных при подготовке специалистов в сфере гражданской авиации. Научная новизна: Рассмотрена взаимосвязь компетенции лётного состава и его квалификации; Сформулированы выводы о влиянии рассматриваемого метода подготовки «Evidence Based Training» на уровень квалификации авиационных специалистов и связанную с этим степень безопасности совершаемых ими полётов; В качестве перспективы применения данного метода предложено внедрение выпускной тренировочной сессии по данной программе обучения в рамках образовательных учреждений.

 

Ключевые слова: развитие образования, подготовка авиационных специалистов, повышение уровня безопасности полетов, инновации в профессиональной подготовке.

 

Введение

Современные исследования работы лётного состава ВС (воздушных судов), прежде всего, ориентированы на разрешение проблем, связанных с негативным влиянием на степень безопасности перелётов человеческого фактора [1, 2]. Инновационные методики в данной сфере имеют своей целью усовершенствование действующей подготовки авиационных специалистов благодаря разработке и внедрению новых технологий профессиональной подготовки кадров.


Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), а также Международная организация гражданской авиации (ИКАО) говорят о необходимости пересмотра общепринятых подходов к процессу обучения авиационных специалистов в сторону подготовки на базе EBT, или анализа фактических данных.


Традиционные методы подготовки включают в себя формализованные сценарии, основная задача которых – формирование базовых компетенций и умений лётного состава. Однако они не позволяют в полной мере реализовать индивидуальный подход к будущему специалисту, а также определить и минимизировать наиболее вероятные ошибочные действия [3].


Сегодня образовательные учреждения Российской Федерации, которые готовят специалистов в области гражданской авиации, реализуют непрерывную профессиональную подготовку кадров, при помощи специальных тренажеров и воздушных судов. Программное содержание производственной и образовательной практики обучения гражданских пилотов в вузах РФ подразумевает порядок, согласно которому происходит наземная подготовка, а также ее временные рамки. При этом в качестве базовой задачи, выступает освоение студентом практических навыков и теоретических знаний, согласующихся со стандартами, которым должен соответствовать специалист, являющийся владельцем свидетельства коммерческого пилота [4, 5].


Обобщая всю совокупность задач, которые ставятся вузом при обучении будущих авиационных специалистов, можно говорить о том, что базовая цель подготовки – получение студентом-пилотом необходимой квалификационной отметки в свидетельстве. Частично данная задача сходна с тем, что должен продемонстрировать пилот, уже работающий в авиакомпании, во время его проверки на квалификацию, связанную с умением управлять определенным типом воздушного судна, которое он демонстрирует на тренажёре при полугодовой сессии [6, 7]. Однако данный процесс отличается тем, что действующий пилот должен регулярно подтверждать полученную квалификацию, что выступает базовой задачей для состава инструкторов авиационной компании, в то время как для студента – это выступает в качестве итоговой цели подготовки.


Таким образом, раньше базовой целью реализации тренажерной сессии в авиационной компании являлась разработка сценариев для проверки квалификации авиационного специалиста. Однако сегодня, благодаря тому что в данный процесс начинает внедряться технология «Evidence Based Training» структура программы реализации тренажерной сессии трансформируется в связи с тем, что появляется необходимость выявить не только квалификацию, но и компетентностные показатели в деятельности лётного состава воздушного судна.

 

Результаты и обсуждение
Для дальнейшего исследования необходимо обозначить, что подразумевается под понятиями «квалификация» и «компетенция». Квалификация – это подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, а также ее уровень. Квалификация определяет то, насколько он владеет необходимыми умениями, теоретическими познаниями и практическими навыками, которые нужны для эффективного осуществления конкретной работы.


Компетенция – это совокупность умений, практических навыков, установок и знаний, которые необходимы для решения задачи на определенном уровне.


В рамках технологии EBT, компетенция включает в себя систему индикаторов, которые необходимо продемонстрировать пилоту во время тренажерной сессии. Несколько примеров можно увидеть в таблице №1.


Таблица №1. Взаимная связь между поведенческими индикаторами и компетенциями во время тренажерной сессии.

Компетенция Характеристика компетенции Поведенческий индикатор
Обмен информацией Демонстрирует навыки эффективного неречевого, устного, а также письменного информационного обмена, как в штатных, так и в нештатных ситуациях

- Транслирует информационное сообщение в точной, понятной и лаконичной форме;

- Обеспечивает способность и готовность реципиента к восприятию информационного сообщения;

- Эффективно определяет что, как, в какое время и кому необходимо сообщить;

- Убеждается, что реципиент верно истолковал полученное информационное сообщение;

- Во время радиотелефонной связи использует стандартную фразеологию и методику переговоров;

- Детально изучает, верно понимает, а также успешно составляет информационные сообщения, а также отвечает на те, которые транслируются по линии связи;

- Слушает с достаточным вниманием получаемую информацию и демонстрирует ее понимание;

- Задает уместные в ситуации вопросы;

- Внимательно изучает и дает верное толкование документации, которая относится к авиакомпании, или непосредственно самому полёту;

- Может составить детальные отчеты в согласии с эксплуатационными процедурами;

- Верно понимает невербальные сообщения;

- Применяет язык жестов и телодвижений, а также зрительный контакт, который соответствует содержанию речевого послания, или дополняет его.
Применение процедур Выявляет и реализует процедуры в согласии с инструкциями эксплуатации, а также регламентированными правилами, применяя необходимые для этого знания

- Определяет источник инструкций по эксплуатации;

 - Детально следует SOP, если отклонение не связанно с необходимостью повышения безопасности;

- Следует регламентированным правилам;

- Достаточно быстро определяет и исполняет все инструкции, связанные с эксплуатацией;

- Верно применяет все системы и связанное с ними оборудование ВС;

- Применяет на практике необходимые процедурные знания.

 

Проявление поведенческих индикаторов представляет собой чрезвычайно важное условие для выявления компетенции пилота инструктором. Например, если член экипажа демонстрирует недостаточное их количество, то это может быть следствием невысокой степени развития той или иной компетенции. В таком случае цель пилота-инструктора заключается в создании ситуации, способной способствовать проявлению компетенций, которые нуждаются в проработке и развитии [8].


Так же, как и у действующих пилотов авиационных компаний, у выпускников образовательных учреждений есть необходимая квалификация, которая предусмотрена программой обучения и производственной практикой, но степень развития компетенций у всех может значительно отличатся. На это влияет большое число факторов, которые включают как таланты и способности студента, так и другие аспекты.


Согласно классификации принятой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) можно выделить девять различных типов компетенций лётного экипажа гражданской авиации, которые отражены в таблице №2 [8].


Таблица №2 Основные компетенции пилотов гражданского воздушного судна согласно классификации ИКАО

 

Аббревиатура

Компетенция

SAW

Осведомленность о ситуации и управление информацией

COM

Коммуникация

LTW

Лидерство и работа в команде

KNO

Применение знаний

WLM

Управление рабочей нагрузкой

PRO

Применение процедур и следование правилам

FPA

Управление траекторией полета в автоматическом режиме

FPM

Управление траекторией полета в режиме ручного управления

PSD

Принятие решений и урегулирование проблемных ситуаций

 

 

Рисунок №1. Схематичное отображение уровней компетенций

 

Это показывает, что в случае осуществления проверки традиционным методом, не всегда удается определить наиболее слабые стороны в подготовке пилота. В случае возникновения факторов, которые будут делать ситуацию во время полёта более сложной, какая-либо из компетенций, развитая меньше всего, может проявиться и сказаться отрицательным образом на работе всего лётного состава.


Конечно, невозможно заранее смоделировать и предсказать все внештатные ситуации во время работы экипажа, которые могут быть связаны с погодными условиями, техническим сбоем оборудования и техники и т.п. Тем не менее, если компетенции лётного состава будут оставаться на достаточно высоком уровне, удастся избежать многих из тех событий, которые плохо поддаются прогнозу и приводят к особенно негативным последствиям.


В связи с этим интерес представляет теория, которая была предложена Нассимом Талебом в книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», где говорится о том, что подобные события можно определить по ряду критериев [9]:

1) Событие носит неожиданный характер;

2) Событие приводит к весомым последствиям;

3) Уже после того, как событие наступило, в ретроспективе, оказывается, что оно было вполне объяснимо с логической точки зрения, как и в той ситуации, если бы его предполагали заранее.

 

Автор данной теории считает, что у большинства людей уверенность в собственных знаниях выходит на первый план, опережая непосредственно сами знания, что становится причиной возникновения эффекта «сверхуверенности». Применимо к нашей теме получается, что при регулярном прохождении проверки квалификации, у члена экипажа может возникнуть иллюзорное ощущение того, что он «все может», «все знает» и «ко всему готов». Однако, при реально возникшей непрогнозируемой ситуации во время полёта, будет возрастать риск совершения ошибок, из-за того, что некоторые компетенции развиты в недостаточной степени по сравнению с другими. В свою очередь, это прямым образом отразится на безопасности полёта в целом.


По данным ИКАО, человеческий фактор является одной из наиболее частых причин авиационных происшествий в наше время. При этом можно выделить два основных вида нарушений, которые вероятны при недостаточно эффективном взаимодействии людей в рамках сложной комплексной системы, например, пилот-диспетчер: преднамеренные и вынужденные. Это, в свою очередь, влияет на степень ответственности за появление того, или иного события [11].


Авторы данной статьи считают, что внедрение в процесс подготовки лётного состава, в рамках Российских вузов, дополнительной проверки степени сформированности необходимых компетенций у выпускников, может стать перспективной темой для дальнейших исследований.


На сегодняшний день, для того чтобы успешно внедрять предложенную программу «Evidence Based Training» в процесс кадровой подготовки авиакомпаний, необходимо изменить не только внутреннюю организационную политику, но и согласовать все перемены с органами власти, изменив соответствующую нормативную документацию, так как регламент по тренировке лётного состава закреплён и содержит ранее разработанные программы. Соответственно, для внедрения данной программы в образовательные учреждения будет необходим достаточно длительный период времени, в связи с изменениями документации и переподготовкой инструкторов. В переходный период от традиционной подготовки к той, что основана на EBT, будет целесообразно частично проводить тренировочный процесс по стандартным сценариям, для того чтобы действовать в рамках минимального списка упражнений, однако постепенно вносить изменения в формат тренажёрной сессии. Это будет способствовать формированию обновленного подхода к занятиям у пилотов и их инструкторов. При этом возникнет необходимость создания обособленного документа, в котором будет отражен уровень компетенций лётного состава и соответствующие комментарии.


Внедрение программы подготовки «Evidence Based Training», или ее отдельных компонентов в процесс обучения авиационных специалистов в рамках образовательных учреждений, будет способствовать более объективному оцениванию будущих кадров, основанному не только на баллах в дипломе.


Данную программу возможно применять в форме дополнительных тренажерных сессий, которые будут реализованы после того, как студент прошёл подготовку на определенном типе воздушного средства и получил соответствующую классификацию в свидетельстве. Полученные данные о степени сформированности его компетенций, при этом, будут приложены в качестве дополнительной характеристики о выпускнике и передаваться в авиационную компанию, для того чтобы инструкторы могли в дальнейшем работать над улучшением наименее развитых компетенций.


В таком случае возможность поддерживать компетенции на высоком уровне, а также улучшать те, которые развиты слабо, будет способствовать повышению безопасности полётов. Это будет обеспечиваться благодаря тому, что в тренировочном процессе по программе EBT инструкторы будут действовать согласно «фасилитации» – содействию тем, кого они обучают. В основу данного понятия входит способность инструкторского состава благодаря верной методике предоставления информации и анализа совершаемых ошибок, а также правильной постановке вопросов после завершения занятий, развить у обучаемых желание разрешить возникшую в работе проблему собственными усилиями. Это может быть реализовано благодаря изучению дополнительных информационных источников, в том случае, если затруднения связаны с теорией, или же пересмотру приоритетов, если это связанно с ресурсами и рабочей нагрузкой.


Понятие «фасилитация» достаточно распространено в сфере обучения взрослых [12, 13], где под ним подразумевается методика обучения через внутреннюю мотивацию человека к улучшению своей собственной компетенции в определенной области. Возможность сформировать во взрослом человеке мотивацию к дальнейшему обучению и пересмотру собственного мнения и привычных установок, полученных через личный опыт, выступает в качестве важной задачи инструкторского состава при реализации «брифинга» по завершении тренажерной сессии. Во время данного этапа можно обозначить те моменты в работе, которые остались непонятны, в том числе поменять оценку каких-либо поведенческих индикаторов, после того как все пилоты пояснили выполняемые действия.


Для того чтобы брифинг был наиболее эффективным, программа предлагает несколько видов вопросов: те, которые рекомендуется задать, и те, которых лучше избегать. В целом диалог инструкторского состава и тренируемого лётного состава должен быть выстроен таким образом, чтобы пилоты могли поделиться своим мнением о том, удовлетворил ли их собственный результат, или результат коллег, а также задать вопросы, которые касаются тех упражнений, которые были выполнены ими.


При этом рассматриваемой программой подготовки рекомендуется избегать высказываний, направленных на оценку действиям, которые были совершены всем лётным составом, что обеспечит фасилитацию и создание наиболее комфортной обстановки. Судя по опыту зарубежных авиационных компаний, данный подход показывает большую эффективность в сравнении с тем, которой предполагает выставление оценок по заданной шкале, в которой каждый раздел подразумевает оценку и развернутый комментарий к ней во время анализа полётов.

 

Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Программа подготовки авиационных специалистов в сфере гражданской авиации «Evidence Based Training» («EBT») является инновационным методом, внедрение которого позволит значительно повысить уровень безопасности полётов, благодаря возрастанию компетенций и уровня квалификации лётного экипажа, а также минимизации негативных ситуаций за счет снижения влияния человеческого фактора;

2) В связи с внедрением данной программы, возникнет необходимость в наиболее полном соответствии выпускников образовательных учреждений требованиям авиационных компаний, что будет предполагать совершенствование уровня обучения в вузе;

3) Временные ресурсы, которые расходуются на получение необходимых практических навыков и знаний в авиационной компании, можно минимизировать благодаря внедрению в процесс обучения студентов лётных вузов, тренажерных сессий на основе программы EBT после того, как будут сданы квалификационные экзамены по управлению воздушным средством и получена соответствующая отметка в свидетельстве.

 

Необходимо отметить, что рассматриваемая в рамках данной статьи программа подготовки авиационных специалистов, на сегодняшний день уже начала внедрятся в некоторых крупных авиационных компаниях России, в особенности ПАО «Аэрофлот». Однако вопрос утверждения EBT на нормативном и законодательном уровне все еще остается открытым и требует дальнейших шагов со стороны министерств и служб, связанных с авиационной отраслью в стране.

 

Список литературы

 

1. Коваленко Г. В. Летная эксплуатация. Часть I / Г. В. Коваленко, А. Л. Микинелов, В. Е. Чепига; под. ред. Г. В. Коваленко. – СПб.: Наука, 2016. – 463 с.: ил.– ISSN 978-5-02-039599-2.
2. Коваленко Г. В. Летная эксплуатация. Часть II. – СПб.: Политехника, 2012. – 354 с.: ил. – ISSN 978-5-7325-1000-3.

3. Королькова М. А. Перспективы применения программ подготовки пилотов на основе анализа фактических данных для снижения числа грубых посадок / М. А. Королькова, И. С. Нестеров, Н. А. Тимаев, В. Е. Чепига // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов. – 2020. – № 14.

4. Программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВПО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева» и его филиалов. – ПУПП УИГА. – Ульяновск: УИГА, 2017. – 363 с.

5. Программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации». – СПб.: СПбГУ ГА, 2017. – 363 с.: ил.

6. Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам гражданской авиации). Приказ Министерства транспорта гражданской авиации № 147 от 12.09.2008 (ФАП 147). – М., 2008. – 39 с.

7. Руководство по производству полетов ПАО «Аэрофлот» часть «D», приложение к главе.– М., 2019. – 238 с.: ил.

8. Evidence-Based Training Implementation Guide. – Second edition. –(Effective January 2024) – ISBN 978-92-9264-877-0.

9. Nassim Nicholas Taleb. «The Black Swan. To impact of the highly improbable», UK, 2007. – 584 p.

10. Airbus Flight operations Briefing notes «Human performance». – Toulouse: Airbus, 2004. – 10 p.

11. Human factors training manual ICAO doc 9683. – Montreal, 2013. – 170 p.

12. David A. Statt. Psychology and the World of Work. 2-nd ed. – NY.: Palgrave Macmillan, 2004. – 448 p.: ill. – ISBN 978-1-4039-0155-2.

13. Donelson R. Forsyth. Group Dynamics. – Belmont: Thomson Higher Education, 2006. – 682 p.: ill. – ISBN 0-495-00813-3.

 

Наши контакты

 

Позвонить менеджеру по номеру:

+7 (987) 772-22-22

WhatsApp Telegram Viber по номеру: 

+7 (987) 772-22-22

Написать письмо нашему менеджеру на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Оформить заявку, перейдя в следующий раздел сделать заявку

Задать вопрос